Подоспел очередной рейтинг пятидесяти лучших ресторанов мира. И я предсказуемо полез проверять лучшие рестораны на предмет чая. И, что удивительно, нашел несколько любопытных деталей. Нет, в общем и целом ничего и не капельки не изменилось — на чай в высоких ресторанах всем начхать, и рестораторам, и посетителям, и экспертам. В такие места не за чаем ходят. Но тем не менее.
Лучшим рестораном мира, по мнению составителей рейтинга, стал копенгагенский Geranium. Мы пару раз рассказывали о нем в «Чайных параферналиях», в этом ресторане активно работали с газированным чаем, стилизованным под игристое вино и иногда даже немного алкогольным. Судя по всему, с момента нашего последнего интереса к ресторану, никаких чайных изменений там не произошло и чай там, как и прежде, с пузыриками.
В сингапурском ресторане Odette готовят чай из трав в горшочках. В принципе, это банальное решение — купить мяту, чабрец, розмарин или что-то еще ароматное в горшочке совсем не проблема, нарвать листьев на глазах у изумленной публики тоже не сложно, заварятся они хорошо. Все просто, как швабра. Но если все это дело сделать в прозрачной посуде и с положенным пафосом, то получится очень убедительно. Мы как-то с Сергеем Хорольским так сработали в Бельгии. Ну а коллеги из Сингапура немного модифицировали идею приготовления чая из подножного корма и выращивают все травы для фирменного купажа в одном горшочке. Вернее для них это делает локальная и биодинамическая ферма. В соответствии с фазами луны, наверняка. Получается красиво и очень актуально.
Барселонский Disfrutar порадовал подачей закусок к чаю. Знаете, есть такая штука — Tasting Pad. Это такая бумага с подписями, на которую ставятся дегустируемые вина или раскладываются дегустируемые продукты. Ну там разные виды шоколада или орехов. Так вот, испанцы на таком тэстинг пэде подают небольшие вкусняшки. Это очень прикольно — и вкусняшек много, и все они подписаны.
Ну а в меню лондонского ресторана Ikoyi все чаи называются «мастерскими». Мастерский улун, мастерский белый, мастерский зеленый, мастерский красный и мастерский пуэр. Я за этот подход зацепился сразу по двум причинам. Во-первых, он очень удобен для гостей. Название задает магистральную тему и позволяет гостям ресторана сделать более или менее осмысленный выбор. Как ни крути, зеленый чай от черного-красного люди-таки более или менее отличают. Во-вторых, неконкретность названия оставляет ресторану пространство для маневра с чаем. Точно такое же, как названия «авторский» или «фирменный». Разумный подход к чаю для неспециализированного общепита, короче говоря.
Ну а так, повторюсь, с чаем в топовых ресторанах все как и прежде. То есть никак. Так что пьем чай дома, коллеги.