Найти тему
Две Войны

Как боевой самолёт сел на палубу гражданского судна во время Холодной войны? Единственный случай в истории

Оглавление

7 июня 1983 года испанский контейнеровоз «Алрайго» шёл в Атлантике в сторону острова Тенерифе. Неожиданно появился британский истребитель, который сделал пару кругов над судном на сверхмалой высоте, а потом пошёл на посадку – прямо на контейнеры, закреплённые на палубе.

Такого зрелища моряки не видели даже в кино. Несмотря на то, что в те годы был пик популярности боевиков. Удивительно, но боевой самолёт благополучно взгромоздился на контейнеры. Правда, потом начал неудержимо соскальзывать с них назад. У лётчика в эти секунды наверняка вся жизнь пронеслась перед глазами.

Окончательно свалиться с контейнеров, а потом и с корабля истребителю не дал маленький микроавтобус – типа УАЗика-«буханки», который был укреплён позади контейнеров. Его везли на Тенерифе по заказу владельца местного цветочного магазина. Самолёт удачно «облокотился» на этот автомобильчик, и он удержал его на месте.

Из кабины истребителя с облегчением вылез молодой парнишка-пилот и заявил, что он младший лейтенант ВВС Королевского флота Великобритании Ян Уотсон (Ian Watson), а также попросил помочь укрепить самолёт, чтобы тот не свалился в море.

Sea Harrier ZA176 на палубе «Алрайго». Фото в свободном доступе.
Sea Harrier ZA176 на палубе «Алрайго». Фото в свободном доступе.

Полёт в обстановке, максимально приближенной к боевой

Дело в том, что у берегов Португалии проходили учения НАТО, в условиях, максимально приближенных к боевым. С борта британского авианосца HMS Illustrious (R06) («Илластриес» – «Прославленный») взлетела пара Sea Harrier ZA176 – истребителей вертикального взлёта и посадки.

Моделируя боевые условия, оба пилота соблюдали радиомолчание и отключили радары. Достигнув области поиска, истребители разделились, поднялись на назначенную высоту, включили радары и приступили к исследованию отдельных зон.

Завершив поиск в своей зоне, Ян Уотсон спустился и направился в точку соединения со своим ведущим. Тот не появился. Уотсон пытался вызвать и его, и авианосец по радио, но столкнулся лишь с тишиной в эфире. Уповая на инерционную навигационную систему, он стал возвращаться к авианосцу, но не смог его обнаружить.

Поиск с помощью радара тоже долгое время был безуспешным. А топливо тем временем сгорало. Когда авианосец был обнаружен, горючего у лётчика был уже на исходе. А до корабля нужно было лететь ещё 50 миль.

Гораздо ближе – в 12 милях от себя – Уотсон заметил испанский контейнеровоз. Пилот решил максимально приблизиться к судну, убедиться, чтобы моряки его заметили, и катапультироваться.

Авианосец HMS Illustrious (R06). Фото в свободном доступе.
Авианосец HMS Illustrious (R06). Фото в свободном доступе.

Небанальный план спасения – и себя, и самолёта

Однако, демонстративно проходя на сверхнизкой высоте над судном, Уотсон заметил, что на палубе «Алрайго» контейнеры стоят очень ровно, и решил рискнуть, чтобы сохранить дорогостоящий самолёт. Ему повезло.

Об инциденте немедленно «сообщили куда следует» по радио, и в порту Санта-Крус-де-Тенерифе контейнеровоз уже встречала толпа репортёров.

За участие в «операции спасения» экипаж и владельцы «Алрайго» получили щедрую компенсацию от британского правительства – 570 тыс. фунтов (около $ 1,1 млн. долларов).

В наше время был рассекречен отчёт специальной комиссии Королевского флота, и сделанные ей в отношении этого инцидента выводы.

Следователи обвинили Уотсона в некомпетентности: пилот прошёл всего лишь75% своего обучения, и это был его лишь 14-й полёт на Sea Harrier ZA176. Был сделан вывод, что младший лейтенант не был готов к участию в подобных учениях. Уотсона отстранили от полётов и перевели на канцелярскую работу (не навсегда, потом вернули: не зря же государство тратилось на его обучение!)

🔵За что в СССР расстреляли сына Никиты Хрущёва? Рассказ генерала КГБ

Ян Уотсон. Фото в свободном доступе.
Ян Уотсон. Фото в свободном доступе.

Дисциплинарные взыскания и штрафы были наложены и на командование Уотсона: за то, что самолёт не был как следует подготовлен к вылету, и на его борту в ответственный момент отказала радиосвязь.

Журналисты, ознакомившись с рассекреченными документами, попытались спровоцировать Яна Уотсона: не хочет ли он опротестовать наложенное на него дисциплинарное взыскание? Но лётчик заявил, что ничего опротестовывать не будет: все выводы комиссии – правильные.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, справедливо ли наказали лётчика?