Не хотела касаться этой темы. В которую только окунись – и утонешь.
Но попалась на одном сайте статья про головные уборы. И там в качестве иллюстрации к головному убору «кокошник» дано фото Марфушеньки.
Я заглянула в википедию. И мне стало понятно, откуда растут ноги. Опять людей путают:
«В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение)»…
Да. Некоторые этнографы оспаривают. А точнее - многие. Ибо, как сказано в той же статье:
«Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком».
И вот, если подумать… Какая адекватная девушка станет надевать кокошник вместо венца или коруны (девичьих головных уборов), оставляющих волосы открытыми? Зачем?!
Выйдет замуж – придётся до конца своих дней прятать волосы. Так зачем делать это до свадьбы?
И венцы не хуже кокошников.
- «…привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного» («Аленький цветочек»),
Девичий век на Руси был короток. Не успеешь глазом моргнуть – выдадут замуж и… всё! Конец привольной жизни и возможности показывать всем свою роскошную косу.
Будешь вечно париться в кокошниках. Как эта боярыня у окна.
Однако картина Маковского называется «Боярышня у окна». И тут возникает вопрос: почему?
Могла быть допущена ошибка в названии. Может, изначально Маковский написал «боярыня»...
А может, и Маковский ошибся. Ведь тема русского костюма до сих пор изучена слабовато. А в конце 19 века её только начали изучать.
- На некоторых сайтах название изменено. Может, и в музее уже изменено? Не знаю…
Путница могла пойти с конца 18-го – начала 19 века. Когда знатные дамы взяли моду щеголять в русской национальной одежде.
Во времена Николая Первого появилось придворное русское платье…
И, естественно, никто не носил такие кокошники, как на картине Маковского. По сути, с придворным русским костюмом носили венцы, а не кокошники. Ну и волосы… Кто же будет их прятать в 1830-х?
Наверное, с этого времени и пошло мнение, что из-под кокошника могут быть видны волосы. И что кокошники - это головные уборы не только для замужних.
Венцы и кокошники могли быть похожи. Некоторые громоздкие венцы походили на кокошники.
Называли ли такие венцы кокошниками? Не знаю. Скорее всего нет.
Моделей головных уборов для замужних женщин было намного больше, чем для девиц. Кокошники были разных видов.
Например, высокий кокошник в форме бочонка (похожий - на портрете Аргунова).
Или в форме сужающегося кверху колпака…
Вообще, свои головные уборы были в каждой местности.
И конечно, интересный вопрос: а какие кокошники и венцы носили богатые и знатные москвички 16 - 17 веков?
Боюсь, что ответа на этот вопрос не найти. Нет портретов! Почти всё, что дошло до нас от 17 века – это вот.
Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, жены царя Фёдора Третьего. Есть версия, что портрет сделан до венчания, так как женщина изображена в девичьем головном уборе.
Все другие боярыни и боярышни созданы живописцами 19 - 20 веков. С опорой на народный костюм из разных губерний.
Как случилось, что зрителям перестала нравиться Настенька и полюбилась Марфушенька?
#мода и красота #искусство #портреты #женщины #история