Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Кто изображен на картине Маковского: боярышня или боярыня? И как их различать?

Не хотела касаться этой темы. В которую только окунись – и утонешь.

Но попалась на одном сайте статья про головные уборы. И там в качестве иллюстрации к головному убору «кокошник» дано фото Марфушеньки.

Кадр из фильма «Морозко». Марфуша в венце.
Кадр из фильма «Морозко». Марфуша в венце.

Я заглянула в википедию. И мне стало понятно, откуда растут ноги. Опять людей путают:

«В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение)»…

Да. Некоторые этнографы оспаривают. А точнее - многие. Ибо, как сказано в той же статье:

«Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком».

Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784 год. Кокошник.
Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784 год. Кокошник.

И вот, если подумать… Какая адекватная девушка станет надевать кокошник вместо венца или коруны (девичьих головных уборов), оставляющих волосы открытыми? Зачем?!

Выйдет замуж – придётся до конца своих дней прятать волосы. Так зачем делать это до свадьбы?

Молодых Мария Станиславовна. Ксения Годунова. Царевна в венце.
Молодых Мария Станиславовна. Ксения Годунова. Царевна в венце.

И венцы не хуже кокошников.

  • «…привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного» («Аленький цветочек»),
Константин Маковский. Боярышня.
Константин Маковский. Боярышня.

Девичий век на Руси был короток. Не успеешь глазом моргнуть – выдадут замуж и… всё! Конец привольной жизни и возможности показывать всем свою роскошную косу.

Григорий Седов. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1882 год. Девушки в венцах.
Григорий Седов. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1882 год. Девушки в венцах.

Будешь вечно париться в кокошниках. Как эта боярыня у окна.

Однако картина Маковского называется «Боярышня у окна». И тут возникает вопрос: почему?

Могла быть допущена ошибка в названии. Может, изначально Маковский написал «боярыня»...

А может, и Маковский ошибся. Ведь тема русского костюма до сих пор изучена слабовато. А в конце 19 века её только начали изучать.

  • На некоторых сайтах название изменено. Может, и в музее уже изменено? Не знаю…
Маковский К.Е. «Боярышня у окна», 1890-е годы. Костюм боярыни.
Маковский К.Е. «Боярышня у окна», 1890-е годы. Костюм боярыни.

Путница могла пойти с конца 18-го – начала 19 века. Когда знатные дамы взяли моду щеголять в русской национальной одежде.

Во времена Николая Первого появилось придворное русское платье…

И, естественно, никто не носил такие кокошники, как на картине Маковского. По сути, с придворным русским костюмом носили венцы, а не кокошники. Ну и волосы… Кто же будет их прятать в 1830-х?

Наверное, с этого времени и пошло мнение, что из-под кокошника могут быть видны волосы. И что кокошники - это головные уборы не только для замужних.

Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье, 1835 год.
Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье, 1835 год.

Венцы и кокошники могли быть похожи. Некоторые громоздкие венцы походили на кокошники.

Называли ли такие венцы кокошниками? Не знаю. Скорее всего нет.

Андрей Шишкин. Хозяйка медной горы. Роскошный венец (венец с городками).
Андрей Шишкин. Хозяйка медной горы. Роскошный венец (венец с городками).

Моделей головных уборов для замужних женщин было намного больше, чем для девиц. Кокошники были разных видов.

Например, высокий кокошник в форме бочонка (похожий - на портрете Аргунова).

П. Барбье. Портрет молодой женщины в русском сарафане, 1817 год.
П. Барбье. Портрет молодой женщины в русском сарафане, 1817 год.

Или в форме сужающегося кверху колпака…

Вообще, свои головные уборы были в каждой местности.

И конечно, интересный вопрос: а какие кокошники и венцы носили богатые и знатные москвички 16 - 17 веков?

Виктор Васнецов. Портрет_В.С.Мамонтовой в однорогом кокошнике. 1884 год.
Виктор Васнецов. Портрет_В.С.Мамонтовой в однорогом кокошнике. 1884 год.

Боюсь, что ответа на этот вопрос не найти. Нет портретов! Почти всё, что дошло до нас от 17 века – это вот.

Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, жены царя Фёдора Третьего. Есть версия, что портрет сделан до венчания, так как женщина изображена в девичьем головном уборе.

Все другие боярыни и боярышни созданы живописцами 19 - 20 веков. С опорой на народный костюм из разных губерний.

Марфа Матвеевна Апраксина, невеста Фёдора Третьего. Около 1682 года.
Марфа Матвеевна Апраксина, невеста Фёдора Третьего. Около 1682 года.

Как случилось, что зрителям перестала нравиться Настенька и полюбилась Марфушенька?

«Нежную розу нужно искать в уголке, за спиной мамаши в чалме»… Дюма о женской моде в «Графе Монте-Кристо»

#мода и красота #искусство #портреты #женщины #история