Если человек всю неделю жил суетно, праздно, не молился, не думал о Боге, то потом, придя в храм на службу, он испытывает тяготу, ему трудно не только самому молиться, но даже вникнуть в службу, всего его как бы ломает и он просто мечтает, чтобы служба скорее закончилась.
Нередко такое состояние приводит даже к унынию и отчаянию - человеку кажется, что он "не такой", что Господь отвернулся от него, что он никогда не сподобится почувствовать на службе то, что дано другим людям.
Очень верными и нужными в таком случае будут слова митрополита Лимассольского Афанасия:
Иди на Литургию, пусть даже ты стоишь на службе как пень. Легче всего сказать: "Ой, да я на этой службе ничего не понимаю, не могу сосредоточиться, все слова проскальзывают мимо". Один старец говорил: "Ты можешь зайти в магазин благовоний и ничего не купить. Но когда ты выйдешь, одежда твоя все равно будет благоухать". То же самое можно и сказать о людях, которые пока ничего не понимают, но все равно идут на Литургию.
Да, ты не совершил духовных подвигов, но ты пришел на службу - а это уже что-то. Собираешься в храм, скажи так: "Господи, я иду к тебе такой, какой есть - бревно необтесанное. Ведь знаю, что ты и бревно такое можешь отполировать". А если не ходить в храм, потому что "я не могу, я не сосредотачиваюсь", так будет в сто раз хуже - так ты никогда не исправишься.
Как не вспомнить слова, сказанные когда-то Паисием Святогорцем:
Ко мне приходят люди и жалуются на то, что дремлют во время службы и не могут настроиться на общение с Господом. Им я говорю так: "Когда собираешься в храм, помни: Церковь - корабль. Ты взошел на борт - иногда бодрствуешь, иногда дремлешь. А корабль все равно везет тебя туда, куда нужно. Нужно только на него подняться".
Кто-то из святых сказал: "Молитва дается молящемуся". Думается и полюбить храм, с радостью переживать каждую Литургию, сможет любой из нас, если подвяжется на труд часто ходить в храм, внутренне готовя себя к встрече с Богом.