Когда здесь звучали переливчатые звоны, в Мошъюге никто не помнит. На возвышающейся посреди села 25-метровой колокольне остался один пятипудовый колокол. Да и на само здание уже было рискованно подниматься. Старинное, 1884 года постройки, оно стойко выдержало 20-е богоборческое атеистическое столетие. Трижды спасалось во время пожара. Его крепкий сруб из лиственницы почти 140 лет сопротивлялся снегам, ветрам и дождям. Колокольня держалась, боролась и дождалась. В июле в отдаленной деревне Коми побывали волонтеры и мастера из общественной организации «Общее дело».
Копия краше оригинала
Найти колокольню, подобную той, что в селе Мошъюга Коми, вряд ли получится. Еще советский исследователь Генрих Гунн в 70-х годы называл село архитектурным заповедником, музеем деревянного зодчества под открытым небом. Говорил, что другого такого на всей Печоре нет.
- Нигде на Севере такой колокольни, как в Мошъюге не встретишь, - спустя годы подтверждает москвич Павел Смирнов. Он возглавил экспедицию волонтеров «Общего дела», которые приезжали в село для консервации колокольни. – В Архангельской области, например, в основном крыши у колоколен прямые, конусообразные. Здесь же жители попытались воссоздать точную копию каменной колокольни, поэтому крыша получилась замысловатой, с изгибами.
Это и не удивительно, потому что само появление колокольни в конце 19 века необычно. Мошъюга в отличие от соседних сел Ижма, Мохча, Сизябск, была не такой богатой, и на церковь собрать средства не могла. Но, чтобы не отставать от других, местные жители решили сделать деревянный «двойник» колокольни из Мохчи и проявили немалое мастерство. Каждый ярус оформили декоративным портиком с колоннами, на колоннах искусно вырезали капители, воспроизвели даже окна-люкарны в скате крыши. Плотники создавали иллюзию каменного сооружения, а сотворили нестандартную и единственную колокольню.
Вырвали язык и сбросили крест
Так началась история деревянной святыни, которая сложилась в витиеватую биографию. Часть ее судьбы довелось увидеть местному жителю Илье Сметанину. 54-летний мошъюгец помнит, как детстве залезал под самую крышу. Как в 60-е годы директор местной школы затеял восстановить колокольню - изготовили новый крест, но забросили, и водрузили его на макушку лишь этим летом.
По воспоминаниям Ильи Павловича, в конце 80-х заезжал в село сборщик металла и успел стащить колокол на землю. Но сельчане заставили вернуть его на место. Впрочем, уже с 30-х годов безъязыкий колокол молчал. Лишь пять лет назад один из жителей обнаружил в старом сарае родной язык колокола и вернул его на место.
Сам Илья Павлович, когда 21 июля 2006 года молния ударила в верхушку колокольни, бросился наверх с водой и успел сбить пламя. Потом и остальные, на веревках поднимая наверх ведра с водой, помогли затушить пожар. В тот же год жители выправили накренившуюся колокольню домкратами. Уникальный экземпляр намеревались вывезти в этнопарк под Сыктывкаром, но в Мошъюге воспротивились.
Охраняется государством?
На здании хоть и висит табличка «Памятник культуры. Охраняется государством», сама колокольня официально не имеет хозяина. Ею не заинтересовалась епархия, ее не взяли под опеку местные власти. Поэтому все эти годы сами жители берегли и отстаивали свою святыню. Но все же для ее сохранения требовалась чья-то инициатива и настойчивость. И такой человек отыскался.
Иван Артеев – родился в соседнем селе Ижма, сейчас занимается бизнесом в Москве. Но помнит об уникальных храмах на малой родине. Написав проект, он получил грант на восстановление колокольни. Весной с земляками закупил и доставил стройматериалы в Мошъюгу. А в июле сельчане встречали волонтеров из «Общего дела» - предоставили жилье, помогали с молоком и рыбой, пилили-строгали доски…
И оказалось, что для консервации уникального объекта нужно всего-то десяток рабочих рук, две недели работы и стройматериалов на 500 тысяч рублей. И у святыни появился шанс простоять еще лет 20-30.
На дверях колокольни в Мошъюге нет тяжеловесного замка. Из своего опыта добровольцы «Общего дела» знают, что замки вовсе не охраняют памятники. Рассчитывая найти внутри что-то ценное, люди стараются их выломать. Но ничего ценного в ижемской колокольне нет. Приезжавшие мастера поставили там икону. А завершив дела, закрыли двери на проволочку. Пусть заходит каждый, кто хочет. Лишь бы колокольня жила.
Спасибо за ❤ Подписывайтесь на канал «Север неизвестный» и читайте другие истории: