В конце 1915 года в небе Европы безраздельно властвовали германские истребители-монопланы Фоккер Е.I. Однако в начале 1916 года ситуация кардинально изменилась: появившиеся на фронте французские бипланы Ньюпор обладали лучшей маневренностью, и перехватили инициативу. Так что теперь перевес в воздухе был на стороне Антанты. Обеспокоенное этим командование предложило германским авиастроительным фирмам срочно скопировать Ньюпор-11, чтобы повысить шансы немецких летчиков в бою. Некоторые фирмы пошли указанным путем, однако инженеры компании «Альбатрос» Телен и Шуберт создали свой собственный самолет оригинальной, революционной конструкции. Это был аппарат с фюзеляжем типа полумонокок с работающей фанерной обшивкой. Он отличался от полотняных Ньюпоров повышенной прочностью и надежностью. Новый самолет, получивший обозначение D.I, облетывал знаменитый немецкий ас Освальд Бёльке, который остался очень доволен этим аэропланом. В результате к осени 1916 г. несколько авиационных отрядов были перевооружены на новый истребитель.
«Альбатрос» D.I и D.II
На момент создания «Альбатрос» D.I являлся наиболее аэродинамически совершенным и хорошо вооруженным самолетом мира. Шестицилиндровый рядный двигатель «Мерседес» D.III мощностью 160 л.с. удачно вписался в фюзеляж и почти полностью скрылся внутри корпуса (наружу выступали только головки цилиндров). Плоские радиаторы «Виндхофф» крепились по бортам перед кабиной, и хотя они несколько нарушали чистоту аэродинамической формы фюзеляжа, все же создавали значительно меньшее сопротивление, чем широкие капоты истребителей Антанты. Мощности двигателя вполне хватило для установки дополнительного курсового пулемета «Шпандау». Второй пулемет сделал вес бортового залпа истребителя непревзойденным для того времени. Такой состав вооружения был предварительно испытан на бипланах Хальберштадт и Фоккер, однако из-за недостаточной мощности двигателей этих машин на серийных истребителях тех типов он не устанавливался.
Мощный двигатель, второй пулемет и работающая фанерная обшивка определили значительный вес нового самолета. В результате относительно большая нагрузка на крылья не позволяла самолету D.I в маневренном бою на равных сражаться с более легкими истребителями противника. Однако высокая скорость полета давала возможность пилоту выбирать тактически выгодный момент для нападения и выходить из боя при угрозе атаки со стороны неприятеля, а усилившаяся мощь огня предоставляла немецкому пилоту дополнительное преимущество в воздушной схватке.
Эти достоинства сделали новый «Альбатрос» весьма популярным среди немецких пилотов. Уже в первом своем бою 17 сентября 1916 г новые «Альбатросы» сбили 5 британских «Де Хевиллендов» без потерь со своей стороны. Руководил «Альбатросами» в этой схватке знаменитый германский ас Освальд Бёльке.
Однако первые же бои выявили и главный недостаток самолета - плохой обзор верхней полусферы из кабины из-за высоко расположенного верхнего крыла. Поэтому было произведено всего около 50 машин серии D.I, после чего в производство пошел новый вариант – D.II, на котором верхнее крыло было опущено ближе к фюзеляжу и изменена конструкция его кабана. Кроме того, два боковых радиатора охлаждения двигателя заменили на один продольный, заметно уменьшив лобовое сопротивление, что позволило самолету выиграть несколько километров скорости. В результате самолет «Альбатрос» D.II представил собой довольно совершенную для того времени аэродинамическую конструкцию, и потому выпускался в достаточно больших для первой половины войны количествах - всего было произведено 275 самолетов. Кроме того, по лицензии эти машины строились и в Австро-Венгрии.
Так же на основе конструкции D.I был создан поплавковый истребитель «Альбатрос» W.4 (произведено 118 машин). Этот флотский самолет отличался увеличенными размерами планера, несколько другим по форме фюзеляжем и хвостовым оперением. Однако гидроаэроплан получился неудачным: его поплавки были недостаточно прочными и часто ломались, возникали так же проблемы с охлаждением двигателя.
Появление истребителей «Альбатрос» на фронте помогло исправить тяжелое положение, в котором находилась германская авиация. В течение 1916-1917 гг. эти истребители, массово поступившие в немецкие авиаотряды, одерживали многочисленные победы над самолетами Антанты. На «Альбатросах» первых серий воевали многие известные летчики Германии; например Отто Бёльке и Манфред фон Рихтгофен.
Альбатрос» D.III
Летный состав строевых частей еще не успел как следует освоить истребитель «Альбатрос» D.II, а специалисты фирмы уже приступили к работе над следующей модификацией этого самолета. Конструкторам Телену и Шуберту предстояла сложная задача: располагая только тем же двигателем, что стоял на D.II, увеличить скорость и скороподъемность самолета за счет совершенствования аэродинамики, и при этом попытаться улучшить маневренность машины.
Сохранившееся превосходство Ньюпоров в маневренности над ранними «Альбатросами» побудило немцев скопировать схему несущих поверхностей трофейного французского истребителя-полутораплана Ньюпор-17. Нижнее крыло германского самолета было уменьшено в размерах и стало однолонжеронным, а вместо межкрыльевых параллельных стоек установили V-образные «ньюпоровские» стойки. Размах верхнего крыла конструкторы несколько увеличили, законцовки сделали скошенными. Само крыло, из-за скоса ставшее похожим на птичье, было приподнято над фюзеляжем, что улучшило обзор из кабины пилота. Фюзеляж «Альбатроса» D.III практически остался таким же, как у D.II. Во время работы над новой машиной появился усиленный вариант двигателя - «Мерседес» D.IIIa, форсированный до 175 л.с. (за счет повышения степени сжатия). Его и поставили на «Альбатрос» D.III.
В сентябре 1916 г. прототип D.III был поднят в воздух. Новый самолет представлял собой деревянный полутораплан с фюзеляжем типа полумонокок. Изменение схемы машины с бипланной на полуторапланную почти приравняло маневренность «Альбатроса» к более легкому Ньюпору, обладавшему меньшей нагрузкой на крыло. Кроме того, уменьшение нижней плоскости улучшило обзор вперед-вниз, а повышение энерговооруженности за счет более мощного мотора обеспечило прирост максимальной скорости и скороподъемности примерно в 1,5 раза! И это - при сохранении прочих характеристик на должном уровне, и конструкции фюзеляжа, которая обеспечивала более высокую боевую живучесть, чем у истребителей Антанты. Все выше перечисленное сделало «Альбатрос» D.III в глазах немецких пилотов лучшим истребителем своего времени.
Самолет сразу же запустили в серию. В декабре 1916 D.III начали отправлять на фронт, а уже в начале 1917 года для увеличения объемов производства к выпуску «Альбатроса» подключился авиазавод «Остдойч Альбатрос Верк» (OAW) в Шнейдемюле. До мая 1917 г., когда сборку D.III прекратили в пользу очередной модификации D.V, немцы успели построить 1.340 экземпляров этого истребителя (из них 840 - на заводе OAW).
Конец 1916 г. не предвещал Антанте особых изменений в расстановке сил в воздухе - «Бристоли» и Ньюпоры достаточно уверенно контролировали ситуацию, а «Альбатросов» D.I и D.II в войсках Германии было еще немного. Но в январе 1917-го на фронте начались боевые вылеты первых D.III, а к концу весны на них воевали уже 37 эскадрилий - более 2/3 истребительной авиации Германии! В этот период, благодаря новому самолету, немцы добились полного превосходства над истребителями Антанты. В течение всего шести недель германские летчики полностью восстановили статус-кво в воздухе. Апрель этого года вошел в историю британской авиации как «кровавый апрель». «Альбатросы» нанести значительный урон противнику; при этом больше всего было уничтожено устаревших разведывательных самолетов В.Е.2 и R.E.8. Увеличилось и количество немецких асов, а у тех, кто стал асом еще до появления «тройки», рост побед резко пошел вверх. Например, легендарный барон Манфред фон Рихтгофен за апрель сбил 21 вражеский самолет, всего за месяц удвоив счет своих побед; теперь его красный «Альбатрос» сеял ужас в рядах английских летчиков. Всего же с 1 апреля по 5 мая немцами было уничтожено более 300 британских самолетов.
В течение 1917 г «тройка» активно применялась на всех европейских фронтах, а также, в составе турецких ВВС - в Месопотамии и в Палестине. Однако триумф D.III не был бесконечным. Появление в том же 1917 году новых истребителей Антанты - Спад S.VII, SE-5 и Сопвич «Кэмел» - вскоре свело на нет преимущества «D-третьего». Тем не менее, эта машина продолжала широко применяться на Западном фронте до конца года, а на второстепенных фронтах (в Македонии, Палестине и Месопотамии) – вплоть до конца Мировой войны.
В процессе эксплуатации Альбатроса D.III выявились недостатки в системе охлаждения двигателя. В частности, при простреле водорадиатора, установленного в центроплане верхнего крыла по оси симметрии самолета, кипяток заливал кабину летчика, что послужило причиной ряда катастроф. Пришлось сдвинуть его вправо на 40 см. На самолетах, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом, иногда ставили по два радиатора. С отрицательной стороны проявила себя и «ньюпоровская» конструкция нижнего крыла: иногда на больших скоростях (особенно во время пикирования) его скручивало вокруг лонжерона. Именно по этой причине в одном из полетов едва не погиб знаменитый Рихтгофен. Тем не менее, эта конструктивная ошибка слепого копирования легкой полуторапланной схемы на более тяжелый самолет благодаря общей прочности «тройки» пока еще себя проявляла довольно редко. И потому попытка устранить этот дефект была предпринята только на следующей модификации – на истребителе «Альбатрос» D.V.
Из-за перечисленных выше недостатков уже в мае серийное производство «тройки» прекратилось в пользу новой модификации; тем не менее, отдельные экземпляры D.III встречались на западном фронте еще весной 1918 года, а в 1919-1920 гг. несколько «Альбатросов» D.III состояло на вооружении польской авиации.
Albatros D.V
К началу мая 1917 года немцам стало ясно, что истребители D.III начинают уступать новым машинам Антанты, спешно брошенным союзниками в бой против «Альбатросов». Конструктор Роберт Телек планировал усовершенствовать истребитель в новой версии D.IV, но работы над этой моделью оказались неудачными. Взамен он разработал «Альбатрос» D.V – версию истребителя D.III с улучшенной аэродинамикой, измененной формой хвостового оперения и фюзеляжем овального сечения. Истребитель D.V представлял собой биплан деревянной конструкции с фанерно-полотняной обшивкой; самолет отличался от D.III совсем незначительно. Конструкторы сохранили схему полутораплана, зато переработали фюзеляж. Теперь он имел шесть лонжеронов, но толщину обшивки уменьшили с 9 до 6 мм; уменьшили и толщину шпангоутов. Все это дало выигрыш 50 кг массы (однако это – в «сухом весе», взлетный же вес даже увеличился из-за более объемных топливных баков). Фюзеляж получил овальное сечение по всей длине. Хвостовое оперение осталось таким же, как на D.III, только руль направления приобрел эллиптическую форму. За головой пилота установили треугольный обтекатель, но на практике обтекатель часто снимали, так как он ограничивал обзор назад.
К сожалению немцев D.V не получил существенных преимуществ перед D.III и, тем более, перед новыми истребителями союзников; однако в руках опытных пилотов он все еще оставался довольно грозным оружием. Тем не менее, новый самолет оказался не таким живучим, как его предшественники: облегчение конструкции привело к снижению прочности; недостаточной была и жесткость крыльев. Проблемы с вибрацией и срывом нижнего крыла спорадически проявлявшиеся на D.III, на D.V вообще стали серьезной проблемой. Теперь при выводе самолета из глубокого пикирования на «пятерке» часто происходило разрушение нижнего крыла или крепления распорок крыла. Эти узлы попытались усилить, но до конца войны решить проблему так и не удалось. Стало ясно, что схема полутораплана совершенно не годится для тяжелого самолета; но пока это поняли, данная конструкторская ошибка привела к многочисленным авариям и катастрофам.
В довершение всех возникших проблем выяснилось, что летные характеристики машины почти не превышали данных «Альбатроса» D.III, а в середине 1917 года такие характеристики уже не отвечали требованиям времени. Тем не менее, отсутствие полноценной замены вынуждало немцев сохранять на вооружении этот морально устаревший и небезопасный для собственных пилотов истребитель - вплоть до появления «Фоккера» D.VII. В результате «Альбатрос» D.V находился в серийном производстве с апреля 1917-го до весны 1918 года. В октябре 1917 на вооружение был принят истребитель D.Va, ставший дальнейшим развитием D.V. В сущности, это была все та же «пятерка», у которой только несколько повысили прочность крыльев. Всего было выпущено около 900 истребителей D.V и 1.662 D.Va. Истребители D.V и D.Va широко использовались как на Западном фронте, так и на Восточном, итальянском и палестинском фронтах до самого конца войны.
Австро-венгерские варианты «Альбатроса»
Истребители «Альбатрос» в годы 1-й мировой войны состояли на вооружении не только Германии. Такие самолеты выпускала по немецкой лицензии для своей авиации еще и Австро-Венгерская империя. При этом обладавшая слабой авиапромышленностью и малым конструкторским потенциалом Австро-Венгрия ухитрялась изготавливать более качественные «Альбатросы», чем германские предприятия. Австрийские «Альбатросы» (Oeffag) по сравнению со своими немецкими «родственниками» имели более высокие летные и боевые характеристики. Однако об австрийских «Альбатросах» я уже давал информацию в опубликованной ранее статье, посвященной развитию истребителей Австро-Венгрии.
1МВ. Асы истребителей «Альбатрос»
Другие статьи канала на тему «Авиация Первой мировой войны»:
Анрио H.D.1 (01): случайный шедевр в руках итальянцев
Анрио HD.1 (02): случайный шедевр в руках бельгийцев
1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты
1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии
Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»
Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»
1МВ. Первый истребитель британских асов
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение
1МВ. Истребитель SSW - немецкая копия Ньюпора.
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.