Найти в Дзене

Выбор и Судьба. Часть 2/2 - Тайцзи как путь к простому.

Кажущийся многим мистическим из-за своих размытых комментариев к гексаграммам, Ицзин на самом деле предлагает движение не наружу, в так называемую "Тьму вещей", а внутрь, к центру, который образован отнюдь не парой Противоположностей Инь и Ян, и даже не #Тайцзи, а Великой Единицей - Уцзи, которая определяется как Отсутствие Предела. Графически #Уцзи изображается как пустая окружность, в которой только после проявляются две противоположности.

Понятие Первородного, Изначального Космоса, или же Пустоты, полной Потенцией всего, стоит в одной категории с Дао, которое, как известно, невыразимо. Говорится, что в нашем проявленном, так называемом Посленебесном мире Дао встретить нельзя. Можно говорить лишь о его Проявлении - Дэ. Великие мастера Тайцзи, достигшие серьёзных реализаций этого высочайшего принципа, утверждают, что Дао находится на земле лишь в одном виде - энергии Ци, которая также не измерима, не имеет формы и так далее, но действенна.

Именно Ци определяет успех любого предприятия, оживляет любые проекты и даже мечты. Вообще, говорится, что Дао на земле существует лишь в одном виде - это Ци. Но Ци, в свою очередь, зависит ясности Сознания, которое опирается на Покой. Образующаяся в итоге Целостность пронизывает физическое тело, которое в итоге в ней и растворяется, переставая быть зависимым и уязвимым от категорий Дуальности, из которых соткан весь Посленебесный мир. Поэтому тому, кто следует Дао, сопутствует успех.

Осталось разобрать последнее звено. Дело за малым - надо узнать, как же следовать Дао. Будет большим заблуждением надеяться или предполагать, что Дао может проявиться в нас вдруг: вот его не было, а тут раз - и появилось, и всё стало на свои места. Ежедневная, кропотливая работа с Вниманием к его Законам составляет Путь. Поэтому-то, кроме Великого и "прежде Неба и Земли существующего", Дао это ещё и само Движение. Неважно, медленное или быстрое. Главное ежедневное, ежеминутное.

Тут определяющим фактором является Неотступность и Внимательность. Важен сам Вектор. Если постоянно выбирать лучшее из хорошего, и наименее худшее из плохого, то, рано или поздно, продвинешься в своих качествах. Бессмысленно говорить о какой-то конкретной, достижимой Планке. В этом смысле даже категория буддовости серьёзными буддистами не определяется как нечто, на что можно указать. Скорее это прочное, неотступное Движение к истине, познать которую до конца невозможно.

-2

Поэтому более точный определение Ицзин это "Книга Перемен". Перемен, осуществляемых Выбором. Внешние атрибуты, типа интуитивного разделения пучка тысячелистника являются лишь проекцией, следствием наших глубинных состояний, к которым желательно идти, уже зная верный ответ! Совесть человека всегда его знает, остаётся лишь не отодвигать её.

Коренной даосский текст - #Даодэцзин полон очень простых и жизненных рекомендаций - ставить себя ниже других, не выпячивать свои достоинства и тому подобное. Никакой особенной мистики, никакой таинственной и сложной философии. Знатокам Канта и Гегеля может статься скучно его читать. Но именно самое простое всегда крайне сложно Выполнить. Почему так, почему сложное так привлекательно? Думаю, что дело в некоем Алиби, которое инстинктивно пытается создать себе любой человек, сталкиваясь с жизненными ситуациями, требующими не философствования и объяснения (другим, или самому себе), а именно реального Выбора, ведущего к конкретным действиям, поступкам. В этом смысле, чем сложнее философская система, тем больше возможностей запутать дело, скрыв от самого себя истинное лицо.

-3

Отсутствие чётких Ориентиров делает невозможным правильный Выбор. Пусть не идеальный, но лучший из возможных на данный момент в данных обстоятельствах, включая характер и способности человека. Получить, или не получить эти Ориентиры также зависит от Выбора человека, начиная с поры осознанности, которая, конечно же, наступает у всех по-разному. Кто-то ограничивается знаниями в пределах средней школы, а кто-то учится всю жизнь, как Конфуций, не боясь подвергать ревизии и очищая добытые постулаты.

Именно способность и желание учиться, открытость к Переменам и решимость сделать верный Выбор являются главными условиями в понятии Мастер.

"Только дурак в своей жизни не меняет мнения" - Конфуций
"Только дурак в своей жизни не меняет мнения" - Конфуций

Часть Первая статьи "Выбор и Судьба": Ицзин как путь к простому

Ваши комментарии помогут поддержать канал, а вопросы могут стать темами будущих публикаций. Если статья вам понравилась, поделитесь ею с друзьями, поставив лайк.