Я в каком-то немом шоке. Фильм с потрясающей музыкой и странным сюжетом, практически без слов, но охватывающий весь спектр эмоций: от легкой улыбки до омерзения. И, что удивительно, оторваться невозможно.
Абсолютно артхаусная история для тех, кто любит сложное и глубокое кино со смыслом.
Рассказывать о таком кино сложнее, чем его смотреть, восприятие не то. Но я попробую.
🎬 Стрелочник (1986)
У нидерландского писателя Жана-Поля Франссенса есть новелла «Стрелочник». Так что фильм – это экранизация. Я так впечатлилась, что решила прочитать первоисточник, очень уж интересно, совпал ли взгляд, видение режиссера и автора новеллы. Но пока не нашла. Может, кто-нибудь читал?
Итак, где-то сельской Голландии, на разъезде железной дороги, в небольшом домике живет неопрятный и чудаковатый мужчина. Он стрелочник. Вокруг беспросветная глушь, и одиночество стрелочника нарушает лишь изредка появляющийся почтальон, и машинист с помощником.
Они не друзья, вовсе нет. Просто люди, которые по работе время от времени пересекаются на территории домика. Домика, который даже не станция.
Стрелочник либо вообще молчит, либо мычит и кричит, либо что-то на непонятном бормочет. Так что я даже не поняла, умеет он говорить или нет.
Жизнь его размеренна и однообразна. Каждая минута строго расписана, а движения доведены до автоматизма. Дом в ужасном запустении и разрухе, смотреть на это неприятно. Но стрелочника это, кажется, нисколько не заботит. Он даже вроде бы счастлив в этом своем безопасном мирке, где ты хозяин - у тебя есть рычаги и кнопки, ты делаешь важное дело – переводишь стрелки, ты спишь, ешь, бросаешь в крысу башмак и складываешь деньги в кухонный шкаф, откуда ворох купюр вываливается. Просто тратить не на что. Да и зачем? Стрелочнику ничего не нужно.
И вот однажды в начале зимы из проходящего мимо поезда выходит женщина. Выходит случайно, приняв домик стрелочника за нужную ей станцию. И это не просто какая-то там женщина.
Француженка. Красные губы, перчатки, чулки со стрелками, шляпка с вуалью и саквояжи с необычным набором вещей, начиная от куклы и шелковых комбинаций, заканчивая патефоном.
Женщина в шоке. Стрелочник тоже. Но это не точно, ведь своих эмоций он никак не выражает, его рутинный быт не изменился. Женщина вынуждена остаться в домике на ночь, в надежде уехать завтра. Но поезда нет ни завтра, ни послезавтра.
И вообще, внезапно нагрянувший почтальон сообщил стрелочнику, что разъезд закрывают, и поездов больше не будет, о чем женщина, разумеется, не знает. Она ж француженка.
Тут, кстати сказать, что в фильме действительно практически нет слов. Да они не нужны – тот случай, когда все и так понятно: по взглядам актеров, мимике, жестам и деталям. Это удивительно, честно.
Так прошел год. Не спрашивайте, почему француженка не нашла способ выбраться. Не могла? Не хотела? Посмотрите, и все станет ясно. Не ищите логику, это артхаус.
Между мужчиной и женщиной возникают отношения. Отношения совершенно особые, это надо видеть. Это надо прочувствовать.
Француженка будто вторглась на чужую планету, в особый мир стрелочника и трех его знакомых, тем самым совершив просто революцию в их непритязательных и скромных жизнях.
Что это было? Изощренная женская игра?
- Даже находясь в глуши, среди плесени и тараканов, француженка выглядит так, будто на прием с коктейлями собирается. Всегда утонченна, идеальна и ухожена. Она человек света, возможно, львица. Она много видела, она опытна.
- Стрелочник ограничен. Ограничен настолько, что выглядит, скорее, как Маугли, нежели, как цивилизованный человек.
И вот два таких абсолютно разных создания провели вместе целый год. Цивилизация и дикость. Холодность и доброта. Ум и инстинкты. Равнодушие и болезненная привязанность. К чему это могло привести, как думаете?
Логично, что драма. Логично, что трагедия. Для женщины - это всего лишь эпизод. Для мужчины – эмоциональная катастрофа, изменившая жизнь.
Такие фильмы не могут однозначно нравиться, или не нравиться. Они всегда противоречивы, всегда заставляют задуматься и оставляют странное послевкусие какой-то атмосферной горечи. Здесь есть удивление, напряжение, тоска, отвращение, сочувствие, боль, эротизм и какой-то необъяснимый восторг, оттого, что кто-то вот такое придумал и воплотил.
Это красиво. Это депрессивно. Это метафорично. Это завораживает. И это точно стоит того, чтобы быть замеченным. По-моему, просто жемчужина.
P.S Спасибо, что посоветовали мне этот фильм!