В преддверии парламентских слушаний парламентарии от Коммунистической партии также организовали встречу за круглым столом с представителями исполнительной власти, руководителями высших учебных заведений, видными учеными, преподавателями и общественными деятелями, чтобы обсудить вопросы высшего образования и наметить направление на будущее.
Георгий Жуганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель Учредительного собрания Палаты представителей КПРФ, подготовил свое выступление на парламентских слушаниях на основе мнений, высказанных на круглом столе.
- Все вторые заместители руководства нашей партии имеют научные степени, а все третьи заместители фракции КПРФ преподавали или представляли работы в университетах, - подчеркнул он, выходя на сцену, добавив: - Мы давно настаиваем на необходимости проведения таких слушаний. Я хотел бы вспомнить слова гениального Герберта Уэллса, который сказал, что "история человечества - это гонка между образованием и катастрофой". Катастрофа уже произошла: углубляется третий системный кризис, два предыдущих закончились мировыми войнами. Судьба человечества зависит от качества управления.
Вы можете взорвать завод, но вы можете построить новый в течение двух лет. Но уничтожьте образование, и это станет травмой на всю жизнь для отдельного человека и как минимум на 20 лет для страны. Именно поэтому первый шаг в модернизации ленинизма и сталинизма был связан с образованием. Чтобы убедить вас в этом, позвольте мне привести несколько исторических примеров. Когда лидера нацистского рейха допрашивали, он открыто сказал, что война была проиграна не из-за Красной Армии, а из-за советских учителей, техников и воспитателей. Он никогда бы не подумал, что десять лет спустя они будут готовить таких хороших офицеров и солдат и строить такие прекрасные машины. Другой пример. Когда мы полетели в космос, США направили огромный комитет для подготовки отчета объемом около 2000 страниц. Одна из глав называлась "Что знает Иван, не знает Джонни". Американцы осознавали, что они проигрывают соревнование с Советским Союзом в классе и университете. Поэтому они утроили финансирование образования и начали покупать "мозги" по всему миру.
Опять же, существует 100-страничный доклад "Образование в переходной России", подготовленный в 1994 году, в котором описывается, что делать с достижениями советской эпохи, такими как профессионально-техническое образование. И именно господа Фурсенко и Ливанов следовали этому плану и воплощали его в жизнь в течение 12 лет.
Когда г-н Фурсенко предложил оставить в школе четыре основных предмета, о которых говорил г-н Кредер, - физкультуру, ОБЖ, английский язык и историю, - я вздохнул. Я пришел к президенту и сказал: "Моя семья 350 лет преподавала в школах и колледжах, и когда мне было 17 лет, я устроился учителем в сельскую школу. Так почему вы не слушаете нас? Почему вы не слушаете Алфёлова, Мельникова, Смолина, всю группу евродепутатов, которые разрабатывают прекрасные законы? И ситуация была в основном урегулирована.
Сейчас создается новая система. Но мы строим ее в условиях "гибридной войны", которая еще неизвестно чем закончится. Мы окружены со всех сторон, и нам нужны очень способные, решительные и умные люди. У нас мало времени, чтобы решить эту проблему.
Я хотел бы поблагодарить ректора Московского государственного университета Садовничего, который сохранил многие классические российские и советские традиции высшего образования. Однако сегодня пришло время принять историческое решение, и мы сделаем все возможное, чтобы это стало возможным, тем более, если мы мобилизуемся.
Мы подготовили программу под названием "20 неотложных мер по преобразованию России". Создан "Закон об образовании для всех", который включает в себя все преимущества российско-советской школы, европейский опыт и основные наработки наших китайских друзей. Это уникальный и прекрасный опыт, который помогает развить не только талант, но и смелую и подвижную личность, способную учиться всю жизнь. Это связано с тем, что знания обновляются каждые четыре-пять лет и требуют соответствующей подготовки. У нас также есть бюджет развития в размере 33 триллионов рублей.
С чего начался Советский Союз? Во-первых, была создана чрезвычайная комиссия для борьбы с бандитизмом и неграмотностью. Казалось бы, полуграмотная страна вступила в трагический 1941 год с образованным населением и хорошо развитым машинным парком. Это позволило решить эти проблемы очень быстро и энергично.
В 1942 году, когда нацисты еще находились в Москве, на образование тратилось 6% бюджета (сейчас - половина). В 1950 году каждые пять рупий тратились на образование, и результатом стали космическая экспансия, ракетно-ядерный паритет и самая умная и образованная нация. А сейчас мы опустились ниже первой десятки по качеству образования.