Найти в Дзене
Ирбисфильм

Как мы жили на Тайменьем озере в алтайском аиле, полном мышей.

Тайменье озеро – крупнейший водоём Катунского биосферного заповедника. Оно расположено на Катунском хребте, известном самыми высокими горами в Сибири. Сколько бы раз ты ни приезжал на Тайменье (второе название озера – Тальмень), невозможно не восхищаться красотой его природы. Глубокая синь воды, высокие горы с заснеженными вершинами, кедры-исполины, цветущее разнотравье, медведи на открытых солнцу склонах и рыбное изобилие – настоящий рай на земле.

-2

Часть акватории озера и прилегающей к нему территории находятся на территории Катунского биосферного заповедника (ссылки на фильмы в конце статьи) . Мы в течение трех лет снимали фильмы о природе заповедника и в каждом из них, помимо прочего, обязательно рассказывали о Тайменьем озере.

Автор канала Иван Усанов во время съёмки фильма "Живая природа Катунского заповедника. Ссылки в конце статьи.
Автор канала Иван Усанов во время съёмки фильма "Живая природа Катунского заповедника. Ссылки в конце статьи.

Во время работы над фильмом «Живая природа Катунского заповедника» мы в течение двух недель жили на берегу Тайменьего на кордоне заповедника. Здесь есть дом, в котором часто останавливаются научные сотрудники на время полевых исследований, а также пока немногочисленные в этих местах туристы. Мы уже жили в нем в предыдущие приезды, но в этот раз решили уединиться в аиле. Здесь было не так чисто и уютно, как в доме. «Зато никто не побеспокоит», - думали мы.

-4

Я пару часов наводила внутри порядок: мыла, чистила, убирала мусор. Мы с Иваном принесли матрацы из дома, разложили на нарах свои спальники, развесили вещи, расставили продукты. В общем, навели уют.

-5

Довольная результатом, я присела на скамью отдохнуть. Случайно посмотрев под нары, опешила: вдоль стены шествовала компания мышей-полевок. За самой крупной из них – мамашей – дружно вышагивали штук шесть ее отпрысков. «Подумаешь, мыши, они же громко не разговаривают, не топают и не храпят по ночам», - решила я.

Сначала нас забавляли все эти грызуны. Они, нисколько не боясь людей, спокойно расхаживали по полу, копошились в дровах у печки. Конечно, это же их аил, они всегда тут живут, а мы – у них в гостях. Я, такая добрая, раскладывала для них угощение на полу и наблюдала, как они по очереди куда-то перетаскивают еду. Наивно полагала, что мышки наедятся и не полезут к нам в продукты.

-6

Однако в первую же ночь мы оценили все прелести такого соседства. Милые зверьки громко скреблись в стенах рядом с нашими ушами, мешая спать. Я посветила фонариком в один угол, и увидела, как рядом сидит мышь и грызет мое подношение – баранку. И как она ее тащила на такую высоту?

Наши соседи, казалось, копошились во всех углах. Уснули мы поздно, и сон наш не был спокойным.

-7

На следующий день, вернувшись со съемок, мы обнаружили мышиный помет повсюду: на столе, на нарах, на постели, на продуктах и на одежде. А еще хуже было то, что маленькие разбойники оставляют лужицы темно-коричневой мочи. Особенно «приятно» было видеть их на одежде. Вспомнилось, что грызуны являются переносчиками опасных заболеваний…

Что делать? Принялись мы убирать все сыпучие продукты по мешкам и подвешивать к потоку, а те, что в банках, ставить на полку повыше. Одежду повесили на гвозди на стене. Госинспекторы дали нам самодельную кондовую мышеловку из тяжелой плахи. Если такая приземлится на жертву, то сделает из нее блин. Мы положили кусочек сала в качестве приманки и стали ждать результатов.

Мышеловка не срабатывала. Мы обнаружили, что мышки спокойно подходят к салу, и на них ничего не падает, потому что они слишком маленькие и легкие. С одной стороны хорошо – не возьмем грех на души, жалко убивать аборигенов этого аила. С другой стороны – как делить с ними кров?

Ничего не поделаешь, стали мы жить-поживать все вместе. Пришлось смириться с тем, что повсюду носятся грызуны и даже подходят к тебе на расстояние вытянутой руки. Но вот привыкнуть к тому, что ночью по твоему спальнику бегают мыши, и по твоим рукам, и рядом с лицом – это, по-моему, невозможно. Больше всего я опасалась, как бы во время сна мышь не забралась внутрь моего спальника и не укусила меня с перепугу.

-8

У меня было только одно оружие – полено. Перед сном рядом со мной всегда были фонарик и это полено. Когда мышильды особенно шалили, я включала фонарик в надежде, что они разбегутся, и громко стучала этим поленом по стене. Конечно, Иван просыпался от моих манипуляций и ругался: «Спи уже! Подумаешь, мышь по тебе пробежит!»

-9

Так и жили все эти дни: мы с Иваном, грызуны и ночные бдения с поленом. Мышеловку я вернула госинспекторам, сказала, мол, не хочу быть душегубом. Приходилось убирать за этими божьими тварями их экскременты повсюду, стряхивать их со своего спальника в надежде, что наши мышки чистые, лесные, ничем не болеют.

Забавно, что позировать на камеру они не хотели. Как только я доставала фотоаппарат и пыталась их запечатлеть, эти шалуны разбегались кто куда.

Когда мы уезжали, госинспекторы сказали: «У нас есть отрава, мы ее в аиле насыпем». «Не надо, пожалуйста, не сыпьте отраву! Пусть живут, - попросила я. - Мы же в заповеднике, а все его обитатели должны быть под охраной»…

Друзья, расскажите, а вам приходилось делить кров с грызунами?

Текст, фото: Светлана Усанова ©

Читайте другие статьи о высокогорном Катунском заповеднике:

Смотрите фильм "Живая природа Катунского заповедника":

#путевыезаметки #горныйалтай #катунскийзаповедник #тайменьеозеро #озеротальмень #невыдуманныеистории #историиизжизни #грызуны