Перед тем, как начнётся повествование, стоит вставить небольшую ремарку – во-первых, данная статья получилась очень большой, поэтому перед вами только первая часть из двух (читать вторую часть). Во-вторых, в той или иной степени знакомому с темой читателю может быть немного непривычно видеть некоторые имена, названия и прочее так, как они написаны здесь, ибо зачастую их адаптация на русский язык не совсем правильная (мы будем использовать корректный вариант). И ещё: дабы не ставить каждый раз знаки обозначения ударения, сразу отметим, что в науатле (язык ацтеков) оно почти всегда ставится на предпоследний слог. Осторожно: будет много длинных и заковыристых слов! Так, вроде всё, порядок, можем приступать!
Ацтеки оставили после себя, в отличие от многих других коренных американцев, множество письменных источников, описывающих их историю, культуру и быт, политику, отношения с другими государствами, а также, что для нас важнее, свой взгляд на испанцев и взаимоотношения с ними, так что нам известны многие события, происходившие на континенте до прибытия европейцев. Название «ацтеки» дословно можно перевести как «люди из Ацтлана», их полумифической прародины, которая, по разным предположениям, может находиться на северо-западе современной Мексики или даже в центральной части США, откуда они начали массово переселяться в Мезоамерику примерно в VI веке, вытесняя местных всё дальше на юг. К IX веку носители науатля, среди которых был и народ мешика, пока что единственный, представляющий для нас интерес, составляли подавляющее большинство в центральной Мексике, а к середине XIII века они наконец дошли до озера Тешкоко, где оказалось, что они значительно уступают местной цивилизации тольтеков. Мешика признали над собой главенство их государства Аскапотцалько, стали учиться у его обитателей, пока, наконец, в 1325 году на одном из островов озера не был основан Теночтитлан. Ещё спустя полвека, в 1376-м, будет избран первый тлатоани (правитель Теночтитлана) по имени Акамапичтли, его сын впоследствии породнится с Тесозмоком, царём Аскапотцалько, а внук будет вынужден поддержать оного в войне против Тецкоко, несмотря на то что там у власти находился его зять, с которым они состояли в союзных отношениях. Ещё через полстолетия, в 1426-м, умирает Тесозмок, и, пользуясь начавшейся борьбой его сыновей за трон, четвёртый тлатоани Ицкоатль объявляет им войну, найдя союзников в лице правителей Тецкоко и Тлакопана, образовав так называемый тройственный союз, и с этого момента мы говорим не только о мешика, а об ацтеках в целом. Спустя всего два года Аскапотцалько пал и был разрушен до основания, все его жители оказались принесены в жертву, а Теночтитлан взял полное главенство в союзе, провозгласив Ацтекскую империю. В последующий век она будет расти, подчиняя всё больше и больше соседних городов-государств и облагая их данью, выплачивать которую надлежало, в лучших традициях Мезоамерики, в том числе и людьми.
А вот на этом моменте особо впечатлительным лучше нажать на кнопочку «назад» и почитать другие наши статьи, так как мы начнём говорить об ацтекской культуре и религии. Основное, что нужно знать – смерть считалась ими такой же неотъемлемой и важной частью мироздания, как и жизнь, ведь одно не может существовать без другого, так что люди, как и боги, должны регулярно жертвовать собой, чтобы жизнь продолжалась. Как ночь умирает, чтобы родился день, как один бог умирает, чтобы родился другой, так и всё земное должно умирать во имя новой жизни, так что, если перестать приносить жертвы, наступит самый настоящий апокалипсис. Впрочем, он и так наступит, но зачем его приближать? Жрецы и знать зачастую добровольно ложились под нож на различных празднествах, для простого человека считалось добродетелью отрезать себе руку, ногу или что-нибудь ещё, были распространены специальные приспособления, которые при ношении причиняли нестерпимую боль, ну и всё в таком духе. Существовала и некая смесь футбола, баскетбола и регби под названием «ток-а-ток», который, впрочем, скорее всего был унаследован от живших когда-то давно на этой земле ольмеков: на поле встречались две команды, задачей которых было любыми средствами пробросить мяч через одно из колец на вершине арены. Лучшему игроку победившей команды (а иногда и всей команде) вырезали сердце и сжигали его, и к этому стремился каждый из участников матча. Однако, вопреки расхожему заблуждению, подавляющее большинство жертв не было человеческими – в рамках ритуалов разбивались или ломались различные предметы, закалывались животные, а людей массово умерщвляли всего лишь (по сравнению с общим количеством жертв, это действительно «всего лишь») 18 раз в году. В Мезоамерике и до ацтеков практиковалось нечто подобное, но именно они возвели это в абсолют. По некоторым данным, «расход» на человеческие жертвы при Ауисотле, дяде знаменитого Мотекусомы II, составлял до 80 тысяч в год, и это при том, что Ацтекская империя, хоть и называется империей, на пике занимала всего лишь дай бог четверть от территории современной Мексики. Откуда брать людей? Конечно же, постоянная война, которая тоже была целым ритуалом: нужно было приехать к другому правителю и официально объявить ему о начале боевых действий, лишь после этого проводить разведку, а затем, когда жрецы выберут наиболее благоприятный день, начинать наступление. Ацтекские воины ставили своей целью не убить вражеских солдат, а сильно их покалечить, чтобы они не могли продолжать сражаться, но оставались живы для дальнейшего принесения в жертву, в связи с чем весьма распространённым оружием был макуауитль – деревянная дубинка, похожая на укороченное весло, с рядами маленьких лезвий или шипов из обсидиана по бокам, доходившая иногда до двухметровой длины. Такая конструкция не позволяла оружию войти в тело слишком глубоко, но при этом хорошо резала и рвала кожу и мышцы, попутно дробя кости, не нанося при этом существенного урона по жизненно важным органам. Слова первых прибывших испанцев о том, что макуауитлем можно было одним ударом отрубить лошади голову, по итогу оказались выдумкой.
Но что делать, когда независимые города-государства кончились? Само собой, воевать со своими вассалами! К середине XV века в годы правления Мотекусомы I (пятый тлатоани и первый уэй тлатоани, дословно – «великий тлатоани») начали практиковаться так называемые «цветочные войны» проходившие примерно раз в двадцать дней. На поле боя выходил отряд ацтеков против отряда из какого-нибудь подчинённого города, и сражение начиналось, а воины проигравшей стороны по итогу приносились в жертву. Конечно же, и так истощённые тяжкой данью и обладавшие куда менее значительными ресурсами племена ничего не могли противопоставить могущественным ацтекам, так что последние проигрывали в таких сражениях крайне редко. Нетрудно представить себе, какое отношение к ацтекам было у всех остальных в окрестностях долины Мешико, да и регулярные восстания, особенно часто вспыхивающие после смены тлатоани, когда стабильность в государстве падает, лишь подтверждают, что симпатий к ним было немного. Однако до поры до времени не было в регионе такой силы, которая могла бы противостоять Теночтитлану с его мощнейшей армией, огромной ресурсной базой и многомиллионным населением. Но и вечно так продолжаться не могло.
В 1502 году к власти приходит Шокойотцин, принявший после коронации имя своего великого деда и вошедший в историю как Мотекусома II (более известный как Монтесума). При своём дяде, уэй тлатоани Ауисотле, он был крайне успешным полководцем и присоединил к державе множественные земли на юго-востоке, дойдя до городов-государств майя, и своё правление он так же начал с войн, окончательно закрепившись на побережье Тихого океана. В 1507 году он примет титул кем анауак тлатоани, что означало уже не просто «великий тлатоани», а «тлатоани, правящий миром». Впрочем, следующий поход на Тлашкалу оказался неудачным, и Мотекусома занялся реформами внутри страны. Он слабо доверял старым и уже часто не совсем адекватным приближённым своего дяди, поэтому начал постепенно «вычищать» их одного за другим, заменяя молодыми и амбициозными представителями знатных родов, преданных лично ему. Кроме того, он реорганизовал систему управления государством, поставив при дворе каждого из своих многочисленных вассалов, в каждом городе, в каждой деревне прорву соглядатаев и наблюдателей, которые доносили императору каждую мелочь, а также открыл множество школ, где знатных мальчиков готовили к государственной службе. Стольный град Теночтитлан тоже преобразился: началось строительство новых дорог, общественных зданий и храмов, главным из которых стал аналог римского Пантеона – храм всех богов, куда со всей державы свозились реликвии и идолы в том числе и покорённых племён. Казалось бы, всё стабильно, жизнь идёт своим чередом, и тут в один из прекрасных весенних дней 1517 года во дворец пришло необычное известие: на одном из форпостов на Юкатане заметили невиданные доселе суда, на которых люди в странных одеждах говорили на непонятном языке.
А теперь перенесёмся на другую сторону Карибского моря, где расположился замечательный остров под названием Куба, завоёванный Диего Веласкесом в 1511-м с подачи Диего Колумба (да-да, верная мысль, он был сыном того самого Христофора), наместника Гаити и вице-короля Индий (всех испанских колоний в Новом Свете). Веласкес начнёт закладывать на острове один город за другим, нещадно вырезая местные племена таино и загоняя их всё глубже в горы, пока бюрократией и ответами на многочисленные запросы из метрополии занимается 26-летний Эрнан Кортес, казначей и нотариус в его армии, а также мэр тогдашней столицы острова под названием Сантьяго. Через пару лет методы губернатора Кубы и его устремления действовать независимо от короны начнут волновать некоторых его подопечных, которые призывали обращать местное население в христианство, как постановил Папа Александр VI, а не уничтожать его, однако Веласкес увидит в этом заговор и моментально арестует всех несогласных, в том числе и Кортеса, который уже готовился тайно отплыть на Гаити с текстом коллективного доноса. Впрочем, вскоре он договорился с Веласкесом, был помилован и отпущен, но лишился всех должностей. Несмотря на провал «заговора», Колумб-младший и сам обратит внимание на своевольную политику кубинского губернатора и запретит ему какую-либо деятельность за пределами его владений, однако в 1517-м смягчится и позволит совершать набеги на соседние острова за рабами-индейцами, так как народ таино стремительно вымирал от голода и привезённых европейцами болезней. В феврале того же года будет снаряжена экспедиция, которая обогнёт полуостров Юкатан и нанесёт его на европейские карты (обозначив при этом как остров), а также, не подозревая об этом, будет замечена «пограничниками» ацтекской державы. Годом позже отчалит ещё одна экспедиция, которую возглавит племянник Веласкеса Хуан Грихальва, плывший с целью установить контакт с индейцами и наладить торговлю, но осенью 1518-го Веласкес объявит о намерениях завоевать Юкатан и Мезоамерику, потребовав у короны распространения на эти новые, как тогда считалось, острова собственной власти. Эрнан Кортес, не принимавший участия ни в одной из экспедиций, начнёт борьбу за право возглавить следующий поход и выиграет её, но при этом обяжется взять на себя львиную долю всех расходов, что даже вынудит его распродать всё своё движимое и недвижимое имущество и влезть в долги. В конце октября Веласкес подпишет с Кортесом контракт, однако спустя месяц передумает, и только лишь вовремя оказанная поддержка со стороны Грихальвы оставит договор в силе. Впоследствии Кортес объединится с племянником Веласкеса, только что вернувшимся с Юкатана, и, запасшись провизией, 10 февраля 1519 года отплывёт на материк во главе отряда из почти тысячи человек, лишь у шестнадцати из которых были кони, а огнестрельное оружие – всего у тринадцати.
Первым цивилизованным государством на пути конкистадоров оказался майяский город Экаб на северо-востоке Юкатана, в котором произошло и первое вооружённое столкновение: испанцы пришли в ужас от обряда жертвоприношения и разрушили святилище местной богини плодородия, что вызвало естественный приступ агрессии у местных. Здесь же они узнали от индейцев о судьбе священника Херонимо де Агиларе, потерпевшего крушение 8 лет назад, который сначала был рабом у майя, а после освобождения экспедицией Кортеса стал при ней переводчиком. Помимо де Агиларе, в том же крушении выжил моряк Гонсало Герреро, который впоследствии войдёт в круг знати майяского города Чаак Темаль, обзаведётся там семьёй, детьми и будет командовать войсками в сражениях против испанцев. Но об этом в другой раз, а сейчас вернёмся к теме. Испанцы впервые узнали об ацтеках спустя два года после того, как ацтеки узнали об испанцах: первый контакт произошёл в апреле 1519 года в устье реки, названной Грихальва (юго-западное побережье Юкатана), где экспедиции Кортеса удалось встретиться с местным представителем Мотекусомы II, перед которым была отслужена демонстративная литургия и проведён небольшой военный парад. Представитель согласился отправиться в Теночтитлан с подарками и просьбой об аудиенции, однако через неделю он вернулся назад, сообщив, что император принял дары и выслал ответные, но впускать чужаков в город категорически отказался. Кортес решил во что бы то ни стало встретиться с повелителем всей Мезоамерики, и это чуть было не привело к бунту, так как солдаты считали, что экспедиция достигла своей цели – Юкатан де-юре присоединён к Испании (пусть де-факто это случится спустя аж 15 лет), к тому же, от жары, москитов и прочих прелестей местных джунглей полегло уже около 30–40 человек. Но спустя пару дней к ним прибыла делегация народа тотонаков, впечатлённых слухами о чудо-оружии странных чужаков и предложивших им объединиться в борьбе против ацтеков, и Кортес получил шикарный предлог для того, чтобы остаться в Мексике. Он тут же заложил порт Вилья-Рика-де-ла-Веракрус (чуть севернее современного города Веракрус), провёл все надлежащие юридические процедуры: был выбран муниципальный совет, два коменданта, на общем голосовании сам он избрался в качестве главнокомандующего и верховного судьи, после чего тут же арестовал всех, кто слишком активно выступал за возвращение на Кубу. И опосля конкистадоры со спокойной душой отправились в Семпоалу, столицу тотонаков, где присутствовали на общем собрании, на котором была объявлена война ацтекам, а также получили в своё распоряжение пару тысяч местных воинов, что тут же сделало их абсолютным большинством в испанском войске.
А на этом моменте мы прервёмся, так и не дойдя до самого интересного. Эта часть является скорее вводной, описывающей предшествующие заявленному в теме столкновению двух миров события, а также очень важной для понимания того, в каких условиях находились обе стороны перед началом конфликта. Напомним, что вторая часть статьи уже вышла, и ознакомиться с ней можно, нажав сюда. Ну а сейчас же пришло время заканчивать. Надеемся, вам понравилось и ждём вашего мнения в комментариях! Ну и, напоследок: любите историю - она может многому научить!