В первой части статьи мы разобрались, чем принципиально отличается мотор мотоцикла от двигателя легкового автомобиля, и пришли к выводу, что мотомасла – особенные продукты, и производители ГСМ отнюдь не напрасно выделяют их в отдельные линейки. Теперь разберёмся, как внутри этих линеек отыскать и выбрать смазочный материал, подходящий конкретному транспортному средству с мотоциклетным «сердцем».
Нет, про старую отечественную мототехнику писать не будем: когда она создавалась, мотомасел как отдельного класса не существовало. В достопамятные «ИЖ» и «Мински» заливалось одно на все случаи машинное масло, производители которого не равнялась ни на какие международные стандарты, о которых пойдёт речь ниже.
Поговорим про современный мототранспорт: что лучше всего лить в него сейчас, когда на рынке такое разнообразие горюче-смазочных материалов?
Инструкция плюс маркировка
В вопросе выбора смазочного материала мы всегда советуем первым делом смотреть в документы на транспортное средство и искать там рекомендации производителя. И в этот раз мы не отступим от правила, а всё так же будем настаивать на необходимости следовать инструкциям. В них можно прочитать две важнейшие при выборе смазочной жидкости для мотоцикла вещи: какой у вашего «коня» тип двигателя и к какому классу должно относиться масло, которое следует в этот движок лить. Ну, а дальше остаётся лишь сопоставить почерпнутую информацию с маркировкой на канистре масла, предполагающегося на роль той самой смазки, от которой вашему мотоциклу будет только польза без вреда.
На два и четыре такта
По типу двигателя мототранспорт можно разделить на две основные группы:
- небольшие мотоциклы и скутеры с лёгкими двухтактными движками;
- более тяжёлые и мощные современные мотоциклы с двигателями, работающими на четыре такта.
Масло для большинства двухтактных двигателей заливается непосредственно в топливный бак (в рекомендованном производителем транспортного средства соотношении с бензином). В баке, соответственно, масло смешивается с топливом и затем вместе с ним неизбежным образом сгорает. Этим фактором и обусловлены главные требования к качеству смазочного материала: он должен хорошо растворяться в топливе и хорошо сгорать, образовывая минимум дыма, сажи и золы. Кроме того, высокие требования предъявляются к такому показателю, как биоразлагаемость, так как несгоревшие остатки масла не остаются внутри двигателя, а покидают его вместе с выхлопными глазами, попадая в воздух, а затем и в почву.
Найти такое масло среди прочих товаров на рынке очень легко по пометке 2T. Далее нужно смотреть, какой класс смазочного материала рекомендует производитель транспортного средства. Продолжительное время в прошлом таким маслам присваивался один из классов API (Американского института нефти): TA, TB, TC либо TD. Однако к сегодняшнему дню все классы, кроме API TC, признаны устаревшими, и на канистрах чаще можно увидеть более современную маркировку JASO - Японской организации автомобильных стандартов.
Классов масел для двухтактных двигателей по JASO также четыре: FA, FB, FC и FD. Все они действующие, но, что примечательно, японский норматив не называет продукты данных классов мотоциклетными. По JASO, всё это —автомобильные масла, которые также можно использовать и в двухтактных моторах мотоциклов. Собственно же мотоциклетные масла выведены в отдельную категорию – JASO M (мото), и входят туда исключительно масла для четырёхтактных моторов. Почему? Да просто потому, что подавляющее большинство современных байков действительно имеют только такие двигатели.
Именно о них, об истинных мотомаслах в том понимании термина, которое в него вкладывает современная «масломоторная наука», и поговорим в следующей, заключительной, части нашей статьи.