Агрессивная монетизация в мобильных играх – не новость. Совсем не давно, на канале мы разбирали виды и формы доната в мобильных играх. Сегодня, речь пойдет о манипулятивных техниках, которые используют разработчики. Проще говоря, расскажем, как игры с донатом на Android и iOS пытаются обхитрить своих пользователей.
Нечестные наборы валюты
Тут придется остановиться подробнее. Почти в каждой мобильной игре можно купить валюту. В большинстве случаев, вам на выбор предложат несколько (обычно от четырех до восьми) паков с разным количеством валюты.
И манипуляция тут даже не в том, что более дорогие паки считаются более выгодными. Дело в четко выверенном количестве валюты в этих паках и ценах во внутриигровом магазине. На это не всегда обращаешь внимание, но если присмотреться, эта проблема есть почти в каждой игре.
Рассмотрим на примере и пойдем от обратного. Вы играете в Tap Titans 2 и хотите купить один из сундуков с предметами. Они стоят 800, 1300 и 4800 кристаллов. Разумеется, чем больше стоит сундук, тем он лучше.
Решаем купить любой из них и переходим в магазин. Тут нас встречает акция, которая действует на один платеж и удваивает количество кристаллов, которые вы получите. Но на самом деле, что с акцией, что без нее, четко прослеживается манипуляция с ценами.
Если вы хотите сундук за 800 кристаллов, то вам не подойдет ни один из наборов. Вне зависимости от акции, вам либо немного не хватит, либо останется немного лишних кристаллов. То же самое и с сундуком за 4800. С акцией, у вас будет либо недобор 2400 кристаллов, либо перевес на 1400 кристаллов. Без акции, вы либо недоберете 1700 кристаллов, либо у вас будет 1700 лишних.
От части, Tap Titans 2 оправдывает, что можно купить несколько маленьких паков на нужную сумму. Без акции, мы можем взять набор из 3100 кристаллов, добавить к нему наборы с 1200 и 500 кристаллов и получить нужную сумму. Во многих других играх, так скомбинировать не получится, у вас всегда будет недобор или перебор.
Сделано это специально. Как правило, на лишнюю валюту ничего полезного не купить. Таким образом, игра провоцирует вас задонатить еще, чтобы не тратить уже имеющиеся кристаллы на какой-нибудь мусор.
Ежедневные награды
Еще одной манипулятивной схемой являются платные ежедневные награды. Наверняка вы видели такие в разных играх. За очень небольшую плату вам предлагают вполне адекватное количество игровых предметов. Только дают вам их порционно каждый день.
Разумеется, это тоже сделано специально. На этот раз, сразу по двум причинам. Во-первых, это еще больше замотивирует вас заходить в игру каждый день и с большой вероятностью выработает у вас привычку. Во-вторых, небольшой первый платеж – еще одна техника, о которой стоит поговорить подробнее.
Маленький первый платеж
Вы наверняка замечали, что мобильные игры очень часто предлагают выгодные наборы на старте. Причем, такие наборы не только дают много полезных предметов, но еще и стоят совсем недорого. Если начать обращать на это внимание, можно заметить, как игры провоцируют новичка совершить маленький первый платеж.
А сделано это по двум причинам. Во-первых, это сбивает психологический блок. После первого небольшого платежа, игрок гораздо охотнее совершит последующие. Во-вторых, это запускает процесс так называемых "утопленных затрат", о котором тоже поговорим подробнее.
Sunk Cost Fallacy
Труднопереводимый феномен. Если дословно – заблуждение об утопленных затратах. В контексте мобильных игр – это явление, при котором пользователь продолжает играть и донатить, даже если ему уже не нравится игра.
Все дело во вложениях, которые он уже совершил. Если бросить играть, тысячи, а то и десятки тысяч вложенных рублей окажутся потраченными впустую. Естественно, что игроки, которые уже серьезно вложились будут до последнего цепляться за проект. А разработчик продолжит засыпать их все новыми предложениями, от которых будет тяжело отказаться в силу привычки.
Заточка баланса под донат
Для опытных геймеров это тоже не станет новостью: мобильные игры очень часто балансируют специально под донат. Знакомо ощущение, когда новая игра начинается отлично, ваша мощь растет, уровни проходятся легко, а потом вы внезапно упираетесь в стену?
Как правило, легкое начало сделано специально, чтобы втянуть вас в игру и выработать у вас привычку. Затем происходит существенное замедление прогресса, которое провоцирует вас задонатить.
Очень наглядно это прослеживается на примере из Tap Titans 2. Один пользователь сделал график своего прогресса по игре. По нему четко прослеживается, как игра начинает все сильнее скалировать здоровье врагов, выводя игрока на так называемое "плато" – участок игры, на котором продолжительное время не ощущается значительного прогресса.
Бесконечный донат
Вы наверняка слышали, что большую часть прибыли мобильным играм приносят так называемые "киты" – игроки, которые заносят проекту огромные суммы. И будьте уверены, почти каждая игра желает выжать из этих китов максимум.
Механическая составляющая этого явления может быть разной. Где-то, это гача механики, где нужно бесконечно выбивать персонажей. Где-то, это большое количество систем прокачки, каждую из которых тяжело максить. Общее у разных игр только одно: пока игрок готов заносить деньги, предложения не закончатся.
Валютный диссонанс
Эта манипуляция больше присуща компьютерным MMORPG, но и в мобильных играх она присутствует. Например, в той же Genshin Impact. Суть манипуляции проста: завалить игрока разными валютами, чтобы тому было сложнее отследить реальную стоимость предметов.
Вспоминаем пример из Tap Titans 2. Там легко подсчитать, что один сундук обойдется вам в ~3600 рублей. А что, если усложнить задачу? Что, если покупать сундуки не за кристаллы, а за звездную пыль? За кристаллы купим пыль, а за нее уже сундуки. Уже посложнее, но посчитать все еще можно.
А когда в игре 20 валют, каждая из которых конвертируется в другую тремя шагами от изначальных донатных кристаллов, становится уже сложно уследить за реальной ценой.
Вымышленный пример: вы хотите купить сундук за 100 звездных цветов. 100 звездных цветов можно получить за звездные семяна и звездные лейки. Крафт 50 цветов стоит 10 семян и одну лейку. Звездные семена можно получить по 5 звездной пыли за 10 штук, а лейки - за 10 единиц звездного металла каждую. Металл и пыль покупаются за кристаллы. Набор из 5 единиц металла стоит 100 кристаллов, а звездная пыль стоит по 20 кристаллов за 100 штук.
Звучит сложно? Потому что так и задумано. При всех этих конвертациях, абсолютно теряется реальная стоимость нужного предмета. Может, пример с небольшим перебором, но вы посмотрите на количество валют в Genshin Impact. Там это работает схожим образом.
Итог
Наверняка в статью не вошли менее популярные манипуляции и хитрости мобильных разработчиков. Вспомните, какие трюки используются в играх, которые вы хорошо знаете и поделитесь в комментариях! С радостью присоединюсь к обсуждению.