Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Универсальные корабли Мавэя. «Фу-По»

Оглавление
Страннику путь
      за зеленой горой пролег.
      Лодка его
      бирюзовой рекой плывет.

      Ровен разлив -
      и два берега далеки.
      Ветер прямой -
      и на глади парус один...
(Ван Вань)

Более ранний (по сравнению с Японией) старт модернизации сыграл с Империей Цин злую шутку. Отстроенный в Фучжоу Военно-морской Арсенал стал крупнейшим в Азии, сюда были вложены многие миллионы серебряных лянов из казны империи. Привлеченные военспецы из Франции добросовестно выполнили свою работу, заводы и верфи были построены по новейшим европейским технологиям, местные рабочие, техники и инженеры успешно обучались у своих коллег.

Но... застывший в многовековой традиции Китай не освоил главного в современных технологиях: они требуют постоянного развития и модернизация должна быть непрерывной. Для китайского менталитета середины 19-го века это было непостижимо.

Арсенал Фучжоу (Мавэй) начал строится в 1867 году под руководством французских морских офицеров-отпускников, Проспера Жикеля и Поля д'Эгебеля. С китайской стороны руководство проекта курировали Ли Хунчжан и Цзо Цзунтан. К 1872 году в Арсенале трудилось около 2000 человек. Верфью руководил имперский комиссар Шэнь Баочжэн, непосредственное управление было у французов.

1867-1871
1867-1871

Арсенал в 70-е годы
Арсенал в 70-е годы

В июне 1869 года верфь спустила на воду первый пароход с машиной в 150 л.с. Было лишь одно но. Реализованные в Арсенале новейшие французские технологии позволяли строить только деревянные корабли. Впрочем в самой Франции деревянные крейсера строили вплоть до 80-х годов. Китайцы посчитали, что им специально поставили устаревшие технологии и обвиняли в этом Жикеля. До модернизации верфи дело, однако, не дошло.

Это привело к тому, что огромная верфь построила множество кораблей и судов для китайского флота, естественно из дерева, по технологиям 60-х годов. Инерция в судостроении создала в китайском флоте уникальную ситуацию, когда строились корабли, которые классифицировались крейсерами, которые авизо и которые вооруженные транспорты. Своеобразный вариант китайского деревянного парохода с пушками. Использовать эти корабли китайские флотоводцы могли по своим потребностям-сегодня для перевозки войск, завтра для дозорно-охранно-посыльной службы, а послезавтра в составе боевой эскадры. В основном построенные корабли предназначались для Фуцзянского флота, в тот период, пожалуй, самого мощного среди региональных флотов.

Как не трудно догадаться, успехов ни в одной из этих областей таким кораблям снискать не получилось.

Самым, наверно, интересным и загадочным среди этих кораблей стали корабли типа «Фу-По». Интересным в частности многочисленностью серии. «Фу-По»( 伏波) стал четвертым кораблем, спущенным на воду в Арсенале Фучжоу, это произошло 22 декабря 1870 года. Он стал головным в крупной серии то ли крейсеров, то ли вооруженных транспортов-авизо, в то ли 6, то ли в 15 единиц. Они были построены в 1870-1876 годах. Конвей и Павлов упоминают о 15 кораблях, построенных по этому образцу. Таких серий и в Европе в то время найти крайне трудно.

Тем не менее проект действительно китайцы посчитали удачным и около десяти лет строили по нему корабли с некоторыми изменениями. Стоимость одного корабля составляла 161 000-163 000 серебряных лан. Скорее всего в число 15 вошли авизо типов «Фу-По», «Вэй-Юань» и «Юн Пао», границы между которыми несколько размыты.

Правда поименно в источниках списка этих 15 кораблей нет. Однозначно к типу «Фу-По» относят:

Фу По Fu Po (伏波,伏波号), 1870-1910-е / 1930-е годы.

Ан Лань An Lan (安瀾), 1871. Погиб в шторм у берегов Тайваня 26 сентября 1874.

Фэй Юнь Fei Yun (飛雲,飞云号). 1872. Затоплена во время битвы при Фучжоу 23 августа 1884. Позже снята с мели, дальнейшая судьба неизвестна. 580 и.л.с., скорость 10 узлов, экипаж 150 человек, 7 орудий.

Чи Ан Chi An (濟 安,济安号). 1873. Затоплена во время битвы при Фучжоу 23 августа 1884. 580 и.л.с., скорость 10 узлов, экипаж 166 человек, 6 орудий.

иногда упоминают также корабли, переходные к типу Вэй Юэнь :

Юань Кай Yuan Kai (元凱). 1875. Списан 1930. 600 и.л.с. 10 узлов, 1 винт, 1 котел. Вооружение 1- 152 мм, 4- 85 мм.

Teng Ying Chow (登 瀛洲). 1876. Списан 1918/1920. Вооружение-1-152 мм, 6- 76 мм, 5 легких орудий. Парусное вооружение брига. Экипаж 190/260 чел.

Тай Ань (泰安). 1876. Продан для коммерческого использования 1892. Списан 1915(1913). Вооружение: 1- 152 мм. орудие Виккерса, 4- 100 мм. Экипаж 83 чел.

Остальные серии стоит рассмотреть отдельно.

-4

-5
-6

«Фу-По» Fu Po 伏波. Арсенал Фучжоу. Спущен на воду 22 Декабря 1870 года. Построен в Фучжоу в 1869-71 г. для флотилии Фучжоу. 23.08.1884 г. поврежден французскими кораблями у Фучжоу, в дальнейшем восстановлен, использовался как плавбатарея, Списан в 1910 г.

Fei-Yun и Chi-An потоплены 23.08.1884 в сражении при Фучжоу.

Водоизмещение 1258 длинных тонн (1278 тонн). Длина 60,96 м. Ширина 9,98 м. Осадка 3,4-3,5 м.
Двигатель 1 паровая машина, с одним валом,2 котла, 600 и.л.с. Скорость 10-11 узлов . Экипаж 100 человек
Вооружение 1 х 16 см (6,3 дюйма) пушка, 4 40-фунтовых(102 мм) орудия,

В 1890 году Fu Po перевооружен на 127 мм 2,25 тонную пушку Вавассера и 4 102 мм 1,5 тонных пушек Вавассера. Yuan-Kai, Teng-Ying-Chou, Tai-An получили 6*1 102 мм 1,5 тонных пушек Вавассера. В 1900 году Fu Po перевооружен на 2- 152 мм и 6 скорострельных орудий.

Корабль с деревянным корпусом, двухмачтовым и однотрубным силуэтом, полным парусным вооружением, одновальной силовой установкой в составе паровой машины-компаунд на 600 л.с. Крейсерская скорость 11 узлов.

При спуске на воду корабль был вооружен одним 16-см (6,3 дюйма) и четырьмя 40-фунтовыми орудиями. За время службы вооружение неоднократно менялось, например во время командировки на Формозу он нес шесть 68-фунтовых орудий.

-7

«Фу-По» служил в составе Фуцзяньского флота. В 1884 году этот флот под командованием Чжан Пэйлуна столкнулся с французской эскадрой адмирала Курбэ и был почти полностью уничтожен.

Противники длительное время стояли напротив друг друга, война не была еще объявлена. «Фу-По» находился в составе северной эскадры, в которую входил флагман-корвет "Янву", три других корабля и несколько канонерских лодок. 23 августа французы атаковали северную эскадру, первыми залпами расправившись с "Янву". «Фу-По» удалось бежать, поднявшись вверх по реке, и выбросится на берег. Он единственный из эскадры уцелел.

Французы не оставили без внимания и южную эскадру. Вскоре оба систершипа «Фу-По», Fei-Yun и Chi-An, были потоплены.

-8
Chinese_and_French_fleet_in_River_Min_on_the_eve_of_Battle_of_Fuzhou
Chinese_and_French_fleet_in_River_Min_on_the_eve_of_Battle_of_Fuzhou

-10

-11
-12

«Фу-По» удалось потом восстановить и переоборудовать. Затем его перевели на Формозу. В 1890 году он стал принимающим кораблем для новых моряков.

По распоряжению вице-короля Лянгуана (Гуандун и Гуанси) Ли Хунчжана в 1893 году для борьбы с пиратами его вновь ввели в строй как транспорт. Он использовался на южном побережье, включая Кантон (ныне Гуанчжоу).

На 1895 год в составе Фуцзянского флота числились три транспортных авизо данного типа-Tai-An(Tai-Ngan), Teng-Ying-Chou (Teng-Ying-Chen) и Yuan-Kai.

Yuan-Kai служил в Чжэцзяне как сторожевой корабль около 30 лет. Teng-Ying-Chou передали в Кантонскую эскадру и он во время Синьхайской революции использовался как транспорт. Tai-An был сторожевым кораблем в провинции Шантунг и списан после войны с Японией 1894-1895 годов.

Несмотря на удачность конструкции и приличное качество постройки (до 50 лет службы), в боевых действиях эти корабли с неустойчивой самоидентификацией никакой роли не сыграли, хотя несли достаточно внушительное вооружение.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам