Римская культура оказала огромное влияние на европейскую, сам же Рим в коллективном бессознательном превратился в эталон величия. Что вполне закономерно породило волну подражаний — «Третьих Римов», «Третьих Рейхов» и просто Капитолиев. Нет ничего удивительного в данной связи, что фашисты XX века, — тем более, что лидерами в забеге стали итальянцы, — копировали римское приветствие и символику — ликторские пучки — «фасции».
Кстати, о фасциях — пучках розг, являвшихся в Риме символом власти. Это — одно из многого, а скорее даже всего, — заимствованного римлянами у этрусков. И единство данные пучки не символизировали. Сопровождающие высших должностных лиц — консулов — охранники-ликторы просто использовали их по назначению. Тем не менее, ассоциация между фасциями и единством тоже имеет основания.
Фашистские движения заимствовали у римлян не только атрибутику, но и идеологию — концепцию корпоративного государства. Из предлагавшихся в начале XX века на выбор буржуазной демократии и пролетарской диктатуры они выбирали третье — государство, в котором классы не борются, а сотрудничают. А римлянам, — если не обращать внимания на рабовладение, — удалось придти к данному идеалу организации.
Каждое из сословий в Риме имело свои обязанности — буквально, место в строю, — в соответствии с имущественным цензом. Об объёма материальных вложений в «народное дело» — Республику — зависел и объём прав. Сенаторы использовали доходы от своих владений для решения политических и логистических вопросов (не только, но преимущественно, ибо на роскошь цензоры смотрели неодобрительно). Всадники — буржуазия — платили налоги, но и, как обладатели лучших доспехов, «танковали» на поле боя. Народ выставлял пехоту. И только пролетарии, не имеющие ничего, кроме своих цепей, чем-либо полезным не обязывались. Однако, и они сохраняли все права, кроме политических.
Система, основанная на принципе «что улью вредно, то и пчеле не полезно», хорошо работала на практике. Хотя бы потому, что на практике же наблюдалось единство интересов всех граждан. В случае поражения, — если б войска того же Ганнибала ворвались в город, — сортировать римлян африканцы не стали бы. Но работать корпоративное государство может только в условиях непосредственной опасности. А по мере того, как границы удалялись, идея работала всё хуже.
...Но проверить на практике преимущества корпоративного государства фашистским режимам не удалось, так как изначально рецепт его построения был грубо нарушен. Для римлян доимперского периода категорически не был характерен вождизм, являвшийся краеугольным камнем поздних фашистских идеологий. Римская система предполагала демократическое правление, но на основании конструктивного — исходя из соображений общественной целесообразности — баланса интересов групп.