Найти тему

Эльдар Есиев: "Social network разворот: что делать с запрещенными сетями?"

Прошло почти 4 месяца с момента, как Роскомнадзор заблокировал социальные сети компании Meta (признана в Российской Федерации экстремистской организацией). За неделю до этого губернаторы российских регионов, активно пользовавшиеся социальными сетями этой компании, демонстративно закрыли свои страницы. Причиной для этого были действия администрации Meta, которая фактически разрешила публикацию антигуманных и недопустимых сообщений в адрес военнослужащих и граждан Российской Федерации на страницах своих ресурсов. Тренд, приведший к такому решению, прослеживался давно. И касается это не только указанной организации, но и других иностранных интернет-площадок. Вспомнить хотя бы уведомления на сообщениях российских политиков и средств массовой информации в лентах этих социальных сетей: "Пророссийское СМИ", "Возможно, информация не соответствует действительности". Россия и представители власти, конечно, предполагали сценарий, при котором в условиях ухудшения отношений с западными государствами социальные сети окажутся «по ту сторону», антироссийскую. И этот момент настал. В чем риски сложившейся ситуации?

Первой реакцией, как мы уже отметили, был массовый уход из социальных сетей и их блокировка на территории Российской Федерации. Реакция понятная, правильная, демонстративная. Так поступает и Китай, блокируя иностранные социальные сети на своей территории и выстраивая тем самым знаменитый Firewall. Россия последовала примеру своего восточного союзника, что в сложившихся условиях является рациональным выбором. Однако и у этого пути есть риски.

Вспомним политические протесты в Гонконге в 2019 году. Западные социальные сети, запрещенные в Китае и разрешенные в Гонконге, были наполнены антикитайским контентом, на их страницах формировалась единственно правильная для администраций этих ресурсов позиция общественной поддержки протестующих. Но правительство Китая, понимая, что внутренний сегмент интернета надежно защищен и никакая про-западная или про-гонконгская пропаганда не появится на страницах китайских социальных сетей, тем не менее прибегнуло к попыткам информационной войны. Представители КНР создали ботов, транслирующих повестку Китая по конфликту в Гонконге в западных социальных сетях, но эта попытка была провалена - администрации этих сетей разом заблокировали виртуальных агентов влияния.

Этот пример полезен для анализа рисков в России. Совершенно очевидно, что при организации в России протестов, попыток цветных революций технологи таких акций развернут мобилизационные кампании на страницах именно этих запрещенных социальных сетей. Россия рискует столкнуться с мощным давление, исходящим из них, без возможности предложить альтернативную повестку. Усугубляет ситуацию тот факт, что российское общество, привычное к ресурсам запрещенной организации Meta, продолжает пользоваться ими при помощи таких инструментов, как VPN, Tor. В результате, выходит следующая картина: российской власти и ее повестки на этих ресурсах нет, пользователи есть. И, конечно, последнее, в случае попытки организации протестных кампаний, будет в значительно большей степени подвержено влиянию технологий конфликтной мобилизации, нежели чем раньше, когда государство присутствовало на этих площадках.

Из ситуации есть выход. России необходимо использовать технологию распределенной трансляции своей повести - использовать популярные у россиян страницы в запрещенных соцсетях, работать с комментариями, возможно, с блогерами и инфлюенсерами. Выстраивание отношений с ними и формирование альтернативных взглядов позволит государству оказаться в лучшей позиции при попытках проведения анти-российских кампаний на страницах этих социальных сетей.

-2

Эльдар Есиев, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"