Найти тему
Mishootka Gamer

Ни шагу назад: зачем играть с единственным сохранением

Оглавление

Есть некое очарование в том, что ты не можешь «отмотать» игровой процесс назад. Но есть у Ironman и жирные минусы

"Железный" режим может сделать прохождение по-настоящему уникальным. Но может, конечно, и безнадежно его испортить
"Железный" режим может сделать прохождение по-настоящему уникальным. Но может, конечно, и безнадежно его испортить

Раньше мы уже писали про то, зачем люди играют в режиме одной жизни – или, как это часто называют, на «хардкоре». И писали про игры, в которых герой умирает с одного удара. Собственно, в обоих случаях все в основном сводится к необходимости в получении острых ощущений. Когда геймер понимает, что у него нет права на ошибку, он начинает совершенно иначе относится к освоению игровых механик.

Но есть и режимы, которые на первый взгляд кажутся не настолько суровыми – различные Iron Mode, когда игроку запрещают сохраняться вручную. И сейв остается лишь один – автоматический. То есть мы имеем дело с непрерывной историей, которую нет возможности «откатить» назад.

Все как в реальности – ты не можешь ничего вернуть, и приходится мириться с последствиями своих решений.

«Жизнь невозможно повернуть назад»

В гейминге есть такое понятие, как Save Scumming – говоря по-простому, «дойка сохранений». Собственно, каждый из нас время от времени таким занимался – плохо отыграл важный игровой момент… ничего страшного. Просто загружаешь и пытаешься сделать это заново. Причем не всегда это делают в играх, где все зависит от скилла. Нередко «скамят» в играх, где просто есть определенный рандом – вроде того же XCOM. Не повезло с рандомом – жмешь Load и пробуешь удачу снова.

Получить наилучший результат в игре - это нормальное желание. Но важно не забывать, что в процессе нужно еще и получать удовольствие
Получить наилучший результат в игре - это нормальное желание. Но важно не забывать, что в процессе нужно еще и получать удовольствие

И знаете, есть в этом что-то неправильное. Да, понятно, что если речь идет о достаточно долгой игре, или тем более сюжетной, где можно случайно «слить» полюбившихся персонажей, то перезагрузки – это нормально. И все-таки ты все время чувствуешь, что таким образом обманываешь не только игру, но и самого себя. Ведь пропадает чувство реализма. Ощущение того, что от твоих решений в игре действительно что-то зависит.

Так что в сюжетных играх вы режим Iron, как правило, не встретите. Обычно он присутствует в чем-то вроде «песочниц», суть которых и заключается в реиграбельности. Они интересны тем, что ты заранее не знаешь, что именно может пойти не так, как именно сложатся многочисленные игровые механики в данной конкретной кампании.

Иначе говоря, «Железный» режим есть в играх, в которых ты просто устанешь сохраняться – потому что нечто не входящее в твои планы может произойти буквально на каждом ходу.

«Меня тоже вела дорога приключений»

В Watch Dogs: Legion, например, имелся как режим «одной жизни», так и Ironman. Суть которого очень проста – он не давал вам этот самый режим «одной жизни» отключить во время прохождения. Щекочет нервы, неправда ли? Ощущение, когда в любой момент ты можешь пустить под откос весь свой игровой прогресс.

Очень любят этот режим разработчики из Paradox. Например, он присутствует в Stellaris и в Heart of Iron. И работает одинаково – вы не можете сохраняться, а автосохранение лишь одно. А еще примечательно, что вне режима «Железного человека» вы даже не будете получать ачивки! То есть это как в Cuphead – где вы, конечно, можете пройти игру на низкой сложности, но… весь контент вам на «лоу» пройти просто не дадут. Так и здесь – разработчики как бы говорят вам: не надо сохраняться в нашей игре. Это приключение длиной в бесконечность, так что просто наслаждайся! Доверься нашему рандому и получай от него удовольствие!

Когда одна кампания может длиться неделями, ты просто устаешь постоянно сохраняться. И в определенный момент понимаешь, что нужно просто позволить игре делать свое дело
Когда одна кампания может длиться неделями, ты просто устаешь постоянно сохраняться. И в определенный момент понимаешь, что нужно просто позволить игре делать свое дело
И… это действительно работает. Лишь включив этот самый «железный» режим, ты по-настоящему погружаешься в игру, вместо того, чтобы постоянно думать о том, где ты можешь облажаться, и нужно сохраниться.

Еще большее значение «железный» режим играет в Mount’n’Blade – причем как в первой части, так и в сиквеле, который пока находится в раннем доступе. Признаюсь, поначалу я играл в эту серию с сохранениями. Еще бы – ты так долго собирал и обучал эту армию. Будет неловко, если ты просто возьмешь все это и потеряешь! Например, вступишь в армию короля-идиота, которому ты зачем-то присягнул на верность. Стоит отвернуться – и вот он уже попер с 500 воинами на 1000 вражеских. И все, привет. Ни спасибо, ни хоть какой-то награды за столь слепую верность – только боль за бесцельно «прожитые» пару часов игры.

Играй как в последний раз

Но потом я начал замечать, что постоянные сохранения в духе «а мало ли что» начинают просто убивать все удовольствие от игры. Потому что я думал не про то, что и как мне нужно сделать. Я начал бояться, что что-то пойдет не так – и думать только про это.

Сохранить армию - не самое главное. Куда важнее почувствовать "дух приключений"
Сохранить армию - не самое главное. Куда важнее почувствовать "дух приключений"

И, лишь когда я начал играть в «железном» режиме, то начал по-настоящему наслаждаться игрой. Да, я понимаю, что не со всеми это работает, и подобные механики не каждому придутся по вкусу. Но я постепенно смирился с мыслью, что можно потерять армию. Как потерял, так и соберешь новую. Зато, побывав в такой ситуации с десяток раз, будешь лучше разбираться в игровых механиках, чем если бы постоянно сохранялся.

Твой прогресс как игрока ускоряется.

Разумеется, есть одна важная деталь – Ironman все же уместен в проектах-песочницах. В играх, где ты вряд ли сможешь «пролюбить» игру полностью – так, что придется начинать сначала. На кону должна стоять армия, золото, какая-нибудь планета. Что-то, что при желании ты сможешь наверстать в рамках этой же игры. Ценностью чего ты, как игрок, готов поступиться.

А за что вы любите или не любите «железный» режим в играх? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

#компьютерные игры #stellaris #умныеигры #сложныеигры #mountandblade #сохранения в играх #гейминг #разработка игр