Найти тему
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 116 - Урок чужой жизни

Оглавление

Доброго дня. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня на рассмотрении крайне высоко оценённый фильм японского киноклассика.

136 место

"Жить"/"Ikiru"(1952)

Рейтинг КП - 8,1; Кол-во оценок - 8 563;

Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 77 350;

Режиссёр - Акира Куросава.

Старик узнаёт, что жит ему осталось недолго и решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря — это то, что он оставит этому миру после себя. То настаивая и требуя, то умоляя и унижаясь он проходит все круги бюрократического ада, чтобы собирать необходимые подписи, резолюции и печати.

Без спойлеров

Бегло ознакомившись с "обложкой", поняв, что примерно из себя, стало быть, представляет лента, кажется, особенно учитывая высокие рейтинги, что это будет ну ужас какая душещипательная и трогающая все глубины души история про одинокого старого человека, пытающегося на закате жизни сделать что-то хорошее. На бумаге всё прекрасно, на деле - как всегда.

Во-первых, хронометраж: я сразу чего-то как-то заподозрил, что что-то тут не так. Почти два с половиной часа на такую историю - ну не знаю, как-то многовато, не находите? Ну да ладно, мало ли чего там, может, какие побочные сюжетные линии.

Но тут приходит беда вторая - наполнение: заверяю, что в описании фильма имеет место быть, конечно, не сказать чтоб прямо-таки обман, но недосказанность и увиливание. Дело в том, что хлопотать об этой площадке персонаж начинает только на сотой минуте, когда прошло уже две трети фильма! А до этого - то, что обычно называют экспозицией - только в нашем случае она ужасно растянута на полтора часа. Зачем-то.

Ну а последняя же треть фильма... Ну, здесь без спойлеров никак, но и она таит для зрителя, кхм, сюрприз, такой, на любителя. Я в своих опасениях оказался прав. Фильм затянут без какой-то явной причины. Показанные события можно было бы уместить ну как минимум в стандартные 120 минут - это как минимум! Так что история может и хорошая, но она так размазана по хронометражу, что когда экран наконец-то гаснет у вас не проступают слёзы, как, думаю, планировалось и ожидалось, а сухие глаза и нёбо, будто, не знаю, сухого батона заставили навернуть и пить при этом запретили.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Первые полтора часа протагонист просто ходит опустив голову и пуча глаза, никому ничего не говоря, - почему-то, - и страдает, при этом заставляя дивиться окружающих, которых, в таком случае, можно понять. Нет вины этой девчушки, с которой так хотел гулять герой, что она смотрит на него как на ну такого - немного не в себе товарища. С сыном - тоже что-то неопределённое. Сам герой говорит, что сын его то ли не любит там, то ли не ценит, и потому, дескать, даже общаться с ним не стоит. Ам, ок...?

И вот, когда я отсидел эти полтора часа затянувшейся экспозиции, когда протагонист догоняет до идеи наконец что-то сделать, - надо же, - то... нам показывают его похороны и "провожающих". Хорош Куросава, грамотно обломил. Короче, тут фильм врубает такой приём: незнакомые японцы сидят, вспоминают ушедшего и создают картину дальнейших событий каждый по-немногу - тут этот что-то помнит, другой мимо проходил и увидел/услышал часть разговора, другой чуть позже за спиной у старика стоял, и так далее. Ну короче если кто смотрел "Гражданина Кейна", тот поймёт - тут схема та же. Воспроизведение событий через воспоминания группы лиц, которые складываются в единую мозаику.

Идея, может, и неплохая, но вот этот сегмент фильма длится 50 минут, и из всех имеющих там место быть разговоров "к делу" относится минут ну 20, может. Остальное - это диалоги в духе "- Хороший был старик. - Да-да, хороший был старик. - Согласен, хороший. - Поддерживаю, хороший...". Насколько это интересно - догадываетесь, особенно сразу после предыдущего полуторачасового марафона экспозиции.

Постер фильма
Постер фильма

Послесловие

Знаете, иногда вот говорят, и про кино в том числе, что вот мол "недоделали". В случае с "Жить" Куросавы я бы сказал напротив - что они его "передержали", "переделали", "перегрузили". Я понимаю, старая школа кинематографии, когда каждая сцена затянута до практически безобразия, но другие фильмы, ещё более старые, смотреть можно, почему-то. Но смотреть это, особенно в наше бурное время, когда некоторым подавай нарезку кадров, - очень сложно.

Чтоб высидеть такое без перерывов и порывов ко сну - надо быть каким-то слишком уж неторопливым человеком. Либо крепкую силу воли, не знаю. Мне было тяжко, пересматривать "Жить" в ближайшие лет этак двадцать я вряд ли без явного повода или нужды стану. Хронометраж слишком велик для рассказанной истории. Банально не хватает наполнения. Будто попытались попить из бутылки, где вся вода осела каплями на стенках.

#фильмы #кино #классикакино #драма #япония #японскоекино #искуство #списокфильмов #топфильмов #рецензия