Самым дальним от российской границы пунктом нашего первого вояжа в Монголию стал посёлок Манхан, или вернее пещера Гурван-Хойд-Цэнхэрийн в его окрестностях, где сохранились наскальные рисунки, древнейшие как на Алтае, так и в Монголии - их возраст 20 000 лет.
Более того, обычно к столь древним петроглифам кого попало не пускают, даже у нас в Каповой пещере туристам доступны лишь копии, но в Монголии "всем пофиг!" - что-то вроде национального девиза, и вход в пещеру - свободный. Но путь до неё не близок - сперва асфальтовой дорого от райцентра Ховд:
Затем - грунтовками вдоль речки Тугрик в предгорьях Монгольского Алтая:
Мимо колоритных юрточных селений:
К юрточному лагерю для туристов:
Тут нас встретили приглашённые хозяйкой лагеря ребята на мотоцикле, и им я заплатил ещё 20 тысяч тугриков (500 рублей) - в принципе в пещеру и без них можно сходить, но я знал, как трудно без проводника искать петроглифы. До пещеры ещё пара километров вдоль речки Тугрик, а где-то там, за поворотом, на ней есть высокий и водопад:
Широкий зев пещеры хорошо виден снизу, и к нему устроен удобный подъём:
Нашли эту пещеры чабаны, первым исследовал в 1952 году монгольский археолог Намнандорж, а детальное описание сделала в 1966 году Монголо-Советская историко-культурная экспедиция Алексея Окладникова.
При виде широкого входа на меня сразу повеяло уральской Каповой пещерой - но та за главным входным залом длинная и разветвлённая, и подлинные петроглифы в её глубине, а ближе ко входу, где водят туристов - лишь копии. Здесь прямо под входом встречает обоо с рогатым черепом яка:
А за ним огромный наклонный зал, в который мы, надев налобные фонарики, начали спускаться по осыпи:
Более подходящего дома для людей, ещё не научившихся строить дома, невозможно представить - под каменными сводами, надёжно хранившими от снега и дождя, могло разместиться целое племя, а вход ровно той ширины, чтобы в пещере не было недостатка в свежем воздухе, но зверь или враг не смог проникнуть туда незаметно.
Осыпь делит зал пополам, и по правую руку свод покрыт чёрной копотью - там первобытные люди жили и жгли огонь, угасание которого было чревато гибелью племени, поскольку разводить его сами они ещё не умели.
Левая сторона зала же вся состоит из четырёх глубоких причудливых ниш:
В сводах и стенах которых - то звериные следы, то женское начало. Здесь был храм первобытных людей, где старейшины и шаманы отчаянно пытались договориться с богами:
И рисовали зверей красной охрой. Здесь запечатлены быки, олени, верблюды, но самое главное - слон. Обычно такие петроглифы датируются по времени вымирания запечатлённых на них животных, чаще всего слонов или мамонтов, и чем раньше в том или ином месте они вымерли, тем эти рисунки выходят древнее: во Франции и Испании им считают 30 тысяч лет, здесь - 20 тысяч, а в Каповой пещере 14 тысяч.
Но все эти даты значат не настоящий возраст, а только "не моложе этого срока". В пещере Гурван-Ценхерийн люди поселились 40 тысяч лет назад, а стало быть этим рисункам от 200 до 400 столетий:
Но точно так же, как и нам, тем людям из первого святилища во второе им приходилось пролезать сквозь узкую щель:
На той стороне - фигура, сущности которой я так и не понял. Животные тут есть довольно необычные, например страусы, но нарисованы все уж очень схематично.
И второй по загадочности рисунок пещеры - Дракон, словно здешние люди успели застать столь обильных в Монголии динозавров. Увы, Дракона обвели тёмным пунктиром, чтобы уж его-то точно туристу не прозевать. Ну а что это за зверюга на самом деле - даже учёные до сих пор не разобрались.
Ну а самый загадочный рисунок Гурван-Цэнхэрийн - это Человек. Или вернее гоминид - силуэт в анфас с непропорционально большой головой. На Монгольском Алтае до сих пор есть легенды об алмасах - местных родичах бигфута и йети, огромных волосатых людях глухих горных долин, последние свидетельства о которых появлялись в газетах 1980-х годов.
Не секрет, что десятки тысяч лет назад на Алтае жили люди разных видов, он служил своеобразным перекрёстком евразийской миграции, и здесь могли запечатлеть кого-то из них. Ну а загадка в том, что про этот рисунок Алмаса знают в России (он упомянут в любом путеводителе) и совсем не знают в Монголии - не смогли мне его показать ребята, и в музее хозяйка о нём ничего не знала, и даже в русскоязычном проспектике, который она нам дала, о нём ни слова сказано не было.
То есть то ли это ошибка, то ли у местных есть какое-то табу показывать Алмаса туристам. Скорее всё-таки ошибка - в более близком к научному описании пещеры о гоминиде так же ни слова. Я облазал под скептические взгляды ребят весь зал:
Но нашёл лишь обоо в одной из ниш:
За качество пещерных фотографий я могу лишь извиниться: у меня на фотоаппарате не работала вспышка, а Оле не хватало твёрдости руки.
На выходе из пещеры нам вдруг встретилась толпа - внутримонгольские туристы из Улан-Батора. Таковых мы видели здесь единственный раз за неделю в Монголии, но в принципе чего бы и не ездить по красивой стране из большой и небедной столицы?
Пещера вполне известна, и даже входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО как часть объекта "Петроглифы Монгольского Алтая". Среди прибывших так же нашёлся монгол, владевший русским, но и он не знал про рисунок человека.