В Ховде автовокзал и базар расположены через улицу друг от друга, и меня это обрадовало - может, мы найдём коллективное такси прямиком до Манхана? Перед автовокзалом стоял десяток блестящих новых автобусов, пара грустных ПАЗиков и лежбище такси, но мы упёрлись в едва ли не самый жёсткий за всю поездку языковой барьер.
Обычно в людном месте Монголии обнаруживался хотя бы один человек, говоривший по-русски, а вот здесь несмотря на всё столпотворение такового не нашлось. В итоге я пытался объясниться с кассой (расписания на стенах тут не висят), Оля - с водителями, и в конце концов мы запрыгнули в очередной автобус на Улан-Батор.
До выезда из города он сделал ещё пару остановок поднабрать пассажиров и заправиться, а потом, подобно самолёту, начал набирать высоту. К городу вплотную подступает каменистая пустыня, и практически сразу по выезде слева я увидел три скалы, одна из которых напоминает сидящего Будду:
В конце подъёма встречает обоо - жертвенник духам перевала, которым оставляют символические дары ради удачи в дороге. Обоо я показывал и на выезде из Улгия, и на въезде в Ховд, и каждое последующие из них гораздо крупнее предыдущего.
Ведь обоо - памятники монгольского шаманства, которое тут неразрывно сплавилось с буддизмом, и на въезде в казахский (мусульманский) Улгий камень и синюю ленту для духов оставят лишь редкие гости, на выезде в его сторону из Ховда - половина путников, а здесь - и вовсе каждый, кто в принципе считает своим долгом отметиться на обоо.
Впрочем, монголы и ойраты видимо не сталь привязаны к своим святыням, как алтайцы или буряты - дважды проехав мимо Хобдинского обоо, я так и не увидел, чтобы кто-то останавливался рядом с ним.