Бывает так, что человек ощущает сильную скорбь за весь мир, за то что происходит рядом с ближними, он сочувствует, скорбит и страдает, от того что люди не исполняют воли Божией.
Такая чувствительность является Даром Божиим. Не каждый может обладать такими дарованиями. Только чуткие люди способны такое воспринимать и такие души могут весьма сильно преуспевать в жизни по Христу. Они очень сильно любят Господа и бояться опечалить Его своими мыслями, действиями и поступками.
Но в этой чувствительности кроется и опасность - злой дух может воспользоваться их состоянием и ввергнуть в отчаяние, уныние и печаль, если они не предадут всю свою жизнь Христу.
Чтобы жить по Христу старец Порфирий Кавсокаливит наставляет:
Обращайте всякую скорбь в познание Христа, в Его любовь, в Его службу. И Христос, Который все время жаждет и ждет, чтобы нам помочь, даст вам Свою благодать и силу, преобразит скорбь в радость, в любовь к братьям, в служение Ему Самому. Таким образом рассеется тьма. Помните апостола Павла, что он говорил? Ныне радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24).
Пусть душа ваша предается молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся. Не смотрите на случающееся с вами переживание, а смотрите на свет, на Христа, как ребенок смотрит на свою мать, когда с ним случается что-то плохое…. Видели?!
На все смотрите ныне без расстройства, без скорби, без переживания, без зажатости. Важно научиться не давить на себя и не зажиматься. Все ваши усилия пусть будут заключаться в том, чтобы стремиться к свету, достигать света. Вместо того чтобы предаваться расстройству, которое не от Духа Божия, предавайтесь славословию Бога.
Ещё очень важные слова наставлений старца о том, как часто мы видим вокруг одно лишь зло. Люди нам не нравятся, мы жалуемся на них, на церковь, на служителей и так далее. Нас многое не устраивает в других, но что интересно мы не говорим так о себе. А следовательно себя считаем намного лучше других.
Но так ли это на самом деле?
Отец Порфирий отвечает:
Вам кажется, что вокруг зло… Это неверно. Я скажу вам так! Ведь в Духе Божием все видится иначе. В нем человек не видит зла, и естественно оправдывает все поступки других людей. Все без исключения! Как мы сказали? Христос «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).
Виновником я вижу тебя самого, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Такое рассуждение приобретайте в своей жизни – это откроет вам невидимую дверь… Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!
Углубляйтесь в любую вещь, не будьте поверхностными. Если не пойдем ко Христу, если не будем терпеть, когда страдаем несправедливо, то будем мучиться все время. Тайна заключается в том, чтобы воспринимать различные ситуации не плотским умом, а духовным зрением. Но этому нужно учиться!
Но как этому научиться? Как обрести это духовное зрение? Ведь мы даже не можем, порой, разглядеть себя со стороны и обижаемся, если нам подскажут, что мы в чем-то неправы. А уж в других видеть хорошее и вовсе не способны.
Здесь мы обратимся уже к Симеону Новому Богослову.
Он наставляет нас такими словами:
На всех верных мы, верные, должны смотреть как на одного… и думать, что в каждом из них – Христос, и относиться к каждому с такой любовью, чтобы быть готовыми положить за него души свои и жизнь свою. Никак не должны мы о ком – либо говорить или думать, что он зол, но всех видеть добрыми…
Ибо если и увидишь кого-либо обуреваемого страстями, ненавидь не брата, но страсти, воюющие против него, и если увидишь одержимого похотями и привычками прежде содеянных грехов, еще больше пожалей его, чтобы и самому тебе не впасть в искушение, поскольку и ты состоишь из вещества, которое легко изменяется и возвращается от добра ко злу.
Любовь к ближнему – это всего лишь приготовление и испытание, чтобы взойти к большей Божественной любви …
Тайна любви к Богу, таким образом, заключается в любви к ближнему. Потому что если ты не любишь брата твоего, которого видишь, то как можешь любить Бога, Которого не видишь? «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20)