Хоакин Соролья-и-Бастида родом из солнечной Валенсии. Родители умерли от холеры, когда Хоакину было всего два года. Мальчик остался сиротой, и его забрал в свою семью дядя. Какой мудрый и чуткий был человек! Сам слесарь, он не стал настаивать на том, чтобы племянник продолжил семейное дело. Увидел талант ребенка и купил ему краски.
Чтобы заработать денег на обучение, Хоакин отнес одну из своих картин в антикварную лавку. А дальше – как в кино: картину купил владелец лавки, а юного художника приметил знаменитый фотограф и стал его покровителем. Через много лет, кстати, Соролья женился на его дочери Клотильде. И жили они долго и счастливо.
В творческом становлении Хоакина Сорольи были еще три города.
- Мадрид: в столице Испании Соролья учился в Академии художеств. И довольно успешно! За отличную учебу студент получил стипендию на обучение в Италии.
- Рим: четыре года Хоакин провел в Вечном городе, постигая искусство великих классиков.
- Париж: здравствуй, импрессионизм! Идеальный город для поворотного момента в творческой судьбе. Соролью поразило новое направление, современная живопись рождалась у него на глазах.
Но в сердце навсегда Валенсия.
В 1899 году Соролья пишет «Печальное наследие». Эпидемия полиомиелита в Валенсии принесла много боли, но никто не отменял детство, лето и теплое море. Мальчишка жмурится на солнце, на воде играют блики, жизнь продолжается.
Больше Соролья не будет писать на социальные темы. На его валенсийских полотнах развеваются паруса, рыбаки вытягивают сети, по берегу прогуливаются красивые испанки в легких белых платьях.
Полотна Сорольи – это сама жизнь. Художник ловит мгновение и переносит его на холст. Как будто делаешь вдох, замираешь, а тебя накрывает волна счастья и яркого света. Чувствуете?
В начале ХХ века Соролья знаменит и популярен. В 1909 году проходит его персональная выставка в Нью-Йорке. Очарованный Арчер Милтон Хантингтон, магнат и меценат, основатель Испанского Общества Америки, после выставки предложил Соролье написать серию картин о жизни в глубинке.
Следующие десять лет Хоакин много путешествует по стране и пишет бытовые сцены провинциальной Испании. Серия готова и отправлена заказчику. Но в 1920 году во время работы у Сорольи случился инсульт, его парализовало и три года до самой смерти он писать уже не мог.
Но его картины живые.
Легкие ткани разлетаются на ветру, под ногами горит жаркий песок пляжей Валенсии, смеются загорелые дети… Слышите?
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, поддержите Арт-дилетанта!