Найти тему
История моды с Марьяной С.

Когда кричат бриллианты

Когда речь заходит о легендарной Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, крепостной актрисе, которая стала графиней Шереметевой, и прожила пусть и короткую, но яркую жизнь (которую крепостное происхождение не предвещало), как правило, вспоминают два её портрета.

На одном она в модном наряде той поры, на другом - в домашнем капоте. Но сегодня я бы хотела рассмотреть с вами другой её портрет, менее знаменитый.

Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Государственного музея керамики в усадьбе Кусково
Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Государственного музея керамики в усадьбе Кусково

Вот он. Тот же (скорее всего) художник, и даже, может быть, та же драгоценная кашемировая шаль, что на первом портрете. И, знаете... Несмотря на то, что это парадный портрет, и перед нами женщина с роскошными драгоценностями, смотреть на него мне не менее тяжело, чем на второй, где она в ожидании ребёнка, рождение которого, в сочетании с чахоткой, и сведёт её в могилу. Почему тяжело?

Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа
Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа

Детали буквально кричат нам о любви графа Николая Петровича и о его отчаянном желании "поднять" крепостную до себя. Ведь даже легенда о шляхетском происхождении Прасковьи была создана. А украшения на этом портрете аналогичны той легенде. Взгляните.

Причёску украшает золотой гребень в античном духе, украшенный крупными бриллиантами.

Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.
Портреты Прасковьи Шереметевой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.

Декольте белого платья закрыто белой же полупрозрачной вставкой, а горло укрыто, скорее всего, тончайшим шарфом, словно воротником-стойкой. И у основания шеи он прихвачен застёжкой - снова два огромных бриллианта, и даже цепочка, их соединяющая, тоже в бриллиантах.

Портреты Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа
Портреты Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа

Тройная золотая цепь. Миниатюра с портретом самого Николая Петровича. Браслет выше локтя - такие тогда носили. Золотой пояс. И бриллианты, бриллианты, бриллианты...

А ведь тогда они были не в моде! В платью в неоклассическом стиле могли бы подойти камеи в античном вкусе, кораллы и прочее в том же духе. Однако именно бриллианты демонстрируют статус. Не могу не вспомнить выражение "осыпать драгоценностями". Именно это и делает Николай Петрович с любимой женщиной.

Бриллианты как будто кричат: "Смотрите, вот она! Она - графиня, она моя законная супруга, я смог её такой сделать, и она всего этого достойна!"

Портреты Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа
Портреты Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, Николай Аргунов, 1803. (с) Из коллекции Эрмитажа

И мне больно смотреть на всё это, потому что слишком скоро граф потеряет свою любовь...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!