Здравствуйте, товарищи! Я очень рада видеть Вас на своём канале! Здесь я готовлюсь к ЕГЭ по литературе и пишу о том, как продвигается моя подготовка, что нового я узнала. Присоединяйтесь ко мне! Будем друг другу помогать.
После блока «Литературные роды» (1.7) следует обратиться к блоку «Историко-литературный процесс» (1.6). С чего, мне кажется, и надо начинать подготовку.
Историко-литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературе. Либо изучение закономерностей развития литературы. Развитие литературного процесса определяют художественные системы: творческий метод (система основных принципов худ. освоения действительности), стиль, жанр, литературные направления и течения.
(если в тесте будет спрашивать про литературный метод, то это и есть направление/течение)
У некоторых может возникнуть вопрос: «Направление и течение – это одно и то же или нет?». Ответ прост. Направление – группа писателей, сходных по типу худ. мышления, а течение – группа писателей, сходных по эстетическим взглядам, в рамках одного направления (например, направление «символизм» делится на два течение «старшие» и «младшие» символисты, или на три, где добавляются декаденты).
Само определение литературного направления следующее. Комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывается в творчестве писателей в определённый исторический момент.
В литературе есть всего шесть литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. На их появление влияют исторические ситуации, художественный опыт других народов, предшествующие литературные традиции. Теперь поговорим о конкретных направлениях.
1. Классицизм (с лат. – образцовый) – направление в европейском искусстве XVII- начала XIX веков, утвердившее главенство государственных интересов над личными, преобладание политической и гражданской тематики, культ нравственного долга. Появился во Франции в конце XVII века.
Черты:
✒️Творческий метод – рационалистическое мышление:
✒️Цель: создание произведений искусства по образу и подобию античных
✒️Восприятие античного искусства, как эстетического идеала, образца;
✒️Основной конфликт: борьба героя между разумом и чувством;
✒️Однозначность характеров ( герои только положительные или только отрицательные, имеют только одну черту характера – скупость или щедрость, не более)
✒️Принцип трёх единств ( время – не больше дня, место – не более одного, действие – не более одной сюжетной линии. Необходимо для реалистичности жизни на сцене);
✒️Высшая ценность: государство;
✒️Положительные герои делают выбор в пользу разума, а отрицательные – чувства.
Также в классицизме есть разделение жанров на высокие и низкие. Высокие – это поэма, трагедия, драма. Низкие – комедия, басня, сатира.
Представители: Ломоносов, Державин, Фонвизин, Сумароков, Озеров.
2. Сентиментализм (от англ. – чувствительный) - это литературное направление второй половины XVIII века, провозглашавшее главенство чувств над разумом. Возник в Росси в 1760 годы.
Его черты:
✒️Творческий метод: чувствительность;
✒️Высшая ценность: человек;
✒️Одно из открытий направления: индивидуализация героя и изображение богатого духовного мира простолюдина;
✒️Конфликт между крепостными и помещиками (нравственное превосходство первого)
✒️Природа – мерило всех ценностей;
✒️Чёткое деление на + и – героев ( но могут уже несколькими чертами обладать)
✒️Носителями чувствительности всегда оказываются крестьяне, ремесленники – простолюдины;
✒️Внимание к внутреннему миру обычного человека;
✒️Проявление чувствительности несёт слишком внешний, гиперболизированный характер ( обмороки, самоубийство)
Представители: Радищев, Карамзин.
3. Романтизм – литературное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – начала XIX веков, в котором изображена борьба личности против природы и гос-ва, утверждена ценность личности. Возник в 1790 году в Германии и распространился по всей Западной Европе.
Его черты:
✒️Идея двоемирия (мир, в котором живёт герой, и мир, к которому он стремится);
✒️В основе направления – принцип неудовлетворённости существующим порядком вещей.
✒️Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности:
✒️Герой – яркая, исключительная личность, действующая в необычных обстоятельствах;
✒️Культ свободы;
✒️Углублённый психологизм.
Представители: Лермонтов, Жуковский.
4. Реализм (от лат. – вещественный) – литературное направление XIX века, воплотившее принцип жизненно-правдивого отношения к действительности.
Черты:
✒️Принцип народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в её развитии;
✒️Центральная проблема: соотношение правдоподобия с худ. правдой:
✒️Худ. правда определяется верностью в постижении и передаче сущности жизни и значительностью идей.
✒️Типизация характера ( типичное + индивидуальное);
✒️Новые типы героев («лишний человек», «маленький человек», «новый человек»)
✒️Объективность.
Представители: Тургенев, Достоевский, Чехов и др.
5. Модернизм (от фр. новейший) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве XIX – XX веков. Это ряд нереалистических направлений. Наиболее популярные в России: символизм, акмеизм, футуризм.
Течение 1. Символизм – нереалистическое направление, сосредоточенное на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Появился во Франции.
Черты:
✒️Мировосприятие: представление о непознаваемости мира;
✒️«Орудие» познания мира – духовный опыт человека и творческая интуиция художника;
✒️Цель искусства – «передача высшей реальности»;
✒️Символ – выражение сверхчувственной интуиции поэта;
✒️Первый манифест русского символизма – статья Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»;
✒️Образ-символ содержит безграничное развёртывание символов;
✒️Переворот в искусстве: соединение писателей и читателей ( читатели тоже могут домысливать);
✒️Деление символистов на «старшие» (1890-ого года, Брюсов, Мережковский, Сологуб) и «младшие» (1900-ого года, Белый, Блок, Иванов)
Течение 2. Акмеизм – модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Просуществовал всего два года: 1913-1914 годов. Термин принадлежит Гумилёву.
Черты:
✒️Возвращение к материальному миру, точному значению слова;
✒ Кларизм – «прекрасная ясность» ( простой поэтический язык);
✒️Считали, что не надо отказываться от реального мира, необходимо искать в нём ценности и рассказывать о них с помощью понятных и точных образов в произведении;
Представители: Городецкий, ранние Ахматова, Гумилёв, Мандельштам.
Течение 3. Футуризм – одно из основных авангардистских направлений начала XX века. Распался в 1915-1916 гг.
Черты:
✒️Отказ от опыта всей предшествующей литературы;
✒️Новые средства речевой выразительности: уничтожение знаков препинания, новый свободный ритм;
✒️Русские футуристы отвергли идеи фашизма и анархизма ( в отличие от Маринетти, итальянского поэта, написавшего в 1909 году «Манифест футуризма»);
✒️Свобода поэтического слова;
✒️Писали от имение человека толпы;
✒️В 1912 издан манифест «Пощёчина общественному вкусу»
Представители: Маяковский, Крученых, Хлебников.
Также не забываем про самое последнее направление – постмодернизм. Возник во второй половине ХХ века. Две его волны: 1950-1971гг, 1980-1990гг.
Черты:
✒️Нет иерархичности, структурированности;
✒️Анархия;
✒️Смешивание жанров;
✒️Тотальная ирония и пародирование.
На сегодня всё! Этот блок мы разобрали и теперь двигаемся дальше! Пишите свои дополнения в комментарии. Поможем друг другу сдать на соточку!
#литература #подготовкаклитературе #егэ #егэ2023 #подготовкакегэ #полезнаяинформация #литературныенаправления #интересныефакты