Подростковая беременность приходится на возраст от 14 до 17 лет. Девочки и мальчики становятся родителями, едва закончив 7 класс. Семьи, которые столкнулись с такой историей, больше всего задаются вопросами: «Что делать и что будет дальше?» В областном центре с ответами помогают координаторы проекта «В помощь маме!», который создан на базе тюменского регионального центра «Семья».
Как рассказала руководитель проекта Анна Томилова, «В помощь маме!» появился в сентябре 2021 года, специалисты оказали поддержку более 20 юным мамам. И продолжают это делать по сей день.
Девочки получают индивидуальную психотерапию, участвуют в групповых занятиях и даже фотосессиях, встречаются с различными экспертами в области воспитания и родов, получают в пользование детские принадлежности, а главное 24/7 чувствуют поддержку и всегда знают, куда могут обратиться за помощью безопасно для их деликатного положения. Как попасть в этот проект и что с ним будет дальше, рассказала руководитель проекта «В помощь маме!».
За время действия проекта как он изменился? Какой он сейчас?
— Как в начале проекта, так и сейчас мы помогаем девочкам не только на стадии беременности, но и после родов — пока малышу не исполнится год. Мамочки получают психологическую поддержку, проходят все формы групповой работы, где специалисты помогают им принять свою беременность и рассказывают, как социализировать себя в обществе уже не подростком, а молодой мамой.
На различных мероприятиях специалисты проекта показывают девочкам, как вести себя на родах, как заботиться о малышах, как выстроить отношения с родителями отца ребенка и самим папой малыша, который, кстати, тоже может быть еще подростком. В рамках смежного проекта «Творить добро просто» нам удается привлечь разных благотворителей, в числе которых и отдельные люди, и организации.
Благодаря спонсорам девочки получают подарки. Мамочкам мы уже передали: 18 наборов для новорожденных, одежду для беременных, во временное пользование они получили коляски и кроватки (кому требовалось). Последняя помощь доступна благодаря пункту проката «Детские штучки», по нему девочки могут получить и использовать инвентарь для малыша, пока ему не исполнится три года — на безвозмездной основе.
Участницы проекта попали даже на фотоссесию к профессиональному фотографу, кто-то пришел на нее уже с детками, кто-то еще только ждал малыша. После съемок мы устроили небольшую выставку внутри проекта и подарили им фотоальбомы.
Кто работает с девочками, кто координаторы проекта?
— С девочками работают специалисты центра «Семья»: участковые специалисты, психологи, педагоги-психологи, юристы. Также мы привлекаем других экспертов на групповые встречи — это педиатры, гинекологи, социальные работники (специалист по МСП), последние рассказывают о льготах и другой государственной поддержке. Поддержку оказывают и уже взрослые женщины, которые прошли через подростковую беременность.
Например, Екатерина Муравьева, известный в Тюмени коуч, которая тоже стала мамой в раннем возрасте, на своей сессии поделилась тем, как прошла путь от официанта до бизнесмена, потом провела тренинг по постановке целей и рассказала, как цель отличить от мечты, поделилась ссылками на интернет-ресурсы с образовательными программами.
Мы привлекаем в проект и тех специалистов, которые будут не только полезны, но и интересны мамочкам. Перед тем как кого-то позвать, спрашиваем и у них: кто бы им был сейчас интересен из экспертов, в какой области им не хватает знаний.
Какие мамы могут обратиться к вам за помощью?
— Все, кто забеременел до 18 лет. Но хочется здесь отметить такой момент, что стать мамой будучи подростком — это, конечно, не норма в нашем обществе. Из-за этого многие стесняются обратиться к нам за помощью. Иногда родители беременных девочек стараются ситуацию держать в тайне.
Чаще мы сами выходим на девочек, а там уже они принимают решение об участии в нашем проекте. Есть те, кто не посещает все мероприятия, а выбирает некоторые — по интересам и необходимости. Недавно на такую субботнюю встречу мы пригласили педиатра. Она рассказала об особенностях развития детей, а потом на практике показала: как кормить, купать, пеленать малышей.
Какая помощь оказывается?
— В рамках проекта мы предлагаем посетить консультации психолога. Побывать на групповых мероприятиях, сейчас мы провели уже 16 встреч. Они проходят 2 раза в месяц (по выходным дням). Также мы передаем девочкам спонсорскую помощь в виде — продуктовых наборов, игрушек, одежды. Я сама, как руководитель проекта, нахожусь с ними на связи постоянно. У нас есть группа в мессенджере, также они всегда могут обратиться ко мне лично.
Не так давно одной из участниц мы создавали личный кабинет на Госуслугах, другой нужно было срочно перевестись в поликлинику. Наши специалисты в рамках межведомственного взаимодействия с коллегами из здравоохранения обратились с запросом, и девочку перевели. По такому же принципу работаем и с другими ведомствами: пенсионный фонд или соцзащита. То есть мы НЕ даем рекомендаций — обратиться по такому-то номеру, а решаем проблемы сейчас — между ведомствами в рамках межведомственного взаимодействия.
Психологическая помощь оказывается в центре «Семья». Недавно мамочке требовалась консультация из-за сильной ссоры с отцом будущего ребенка. Им помог психолог, с которым она находилась в постоянном контакте, в итоге будущие родители стали посещать консультации вместе, и кризис удалось стабилизировать.
Почему потребовалось оказывать помощь в формате проекта, ведь в центре «Семья» они могут посещать индивидуальное консультирование? Это бесплатно?
— Да, бесплатно.
Я хочу отметить, что за время действия проекта нам пока не приходилось работать с беременной девочкой, которая попала бы в сложную кризисную ситуацию, когда от нее отвернулись все, но мы готовы к таким историям.
Наших участниц поддерживают либо взрослые родители, либо родственники или будущие отцы — партнеры молодых мам. Поэтому и помощь им нужна не только консультативная или терапевтическая, проект помогает им стать родителями, научиться решать взрослые проблемы, многие из них только у нас узнают о существовании пенсионного фонда или соцзащиты, но главное — здесь они встречают тех, кто попал в такое же положение, как и они.
Проект помогает встретиться беременным девочкам-подросткам. Общение с той, кто тоже оказалась в подобной ситуации, придает им уверенности, раскрепощает. В проекте есть и те, кто уже родил малыша, они делятся первым опытом воспитания ребенка. Вместе взрослеть им намного проще, поскольку фактически они находятся в пубертатном — подростковом возрасте, а в этот период нам интереснее всего разговаривать со сверстниками.
Приведите пример, историю, когда проект помогал молодым мамам?
— Сложный вопрос, потому что для меня каждая история девочки уникальна. За время работы в проекте мы становимся очень близки друг с другом. Однако одну могу выделить. К нам в проект пришла очень скромная девочка. Отец ребенка отказался принимать участие в его воспитании, попросил не записывать себя даже в его документы о рождении.
Даша (имя изменено — от ред.) в силу своего характера не стала настаивать на помощи и планировала сама воспитать сына. Но была настолько робкая и замкнутая, что все свои переживания и проблемы скрывала и ни с кем не делилась страхами. Для нее было большим шагом — обратиться за стандартной услугой в МФЦ, она совсем не привыкла просить помощи, занимала всегда такую очень отстраненную позицию.
К сожалению, помимо беременности в 16 лет ее ждало по жизни еще одно серьезное испытание. В сентябре прошлого года у нее умерла мама. Не нужно объяснять, какой это был удар для девочки-подростка, которая находится в положении, поэтому наше общение с ней какое-то время было постоянным.
На начальном этапе ей требовалась не только помощь и психологическая поддержка, но так как она росла без отца и осталась сиротой, требовалось срочно решить вопрос с опекуном. Было приложено немало усилий для сбора необходимых документов, чтобы оставить девочку с бабушкой. Но в итоге все получилось. Участие в проекте помогло ей взглянуть иначе на свою жизнь, она поняла, что все сталкиваются с трудностями, главное не бояться просить о помощи, показывать свою слабость и просто спрашивать совета.
Сейчас малышу 6 месяцев, недавно он заболел, и Даша позвонила мне в 10 часов вечера, скорая не ехала, и она не знала, что делать. В итоге я ей рассказала, что в таком состоянии их примут в приемном отделении. К счастью, ребеночка удалось вылечить. Мы с Дашей часто переписываемся и созваниваемся — уже как близкие знакомые. Видеть, как она справляется с трудностями и доверяет свои переживания, очень ценно и важно. Это говорит о том, что наш проект работает и помогает.
Девочки 14, 15, 16, 17 лет... Не боятся ли подростки стать мамами?
— Наблюдая за девочками в период беременности, я вижу, что они, конечно, не осознают, какой большой пласт ответственности их ждет. Вспоминается только один случай с мамочкой, которая боялась предстоящих родов и появления ребенка. Педиатр предложил ей запеленать куклу-малыша (специальный реалистичный манекен), а она весьма осторожно взяла его на руки и говорила, что боится, потому что игрушка была очень похожа на настоящего новорожденного. Поэтому с ней мы занимались дополнительно.
Большинство же девчонок играли с ним, как в детстве, у многих из них совсем нет опасений насчет будущего материнства, все трудности с ними случаются потом. К ним-то и готовит наш проект, специалисты рассказывают о том, что материнство — это не только роды, кормление и уход за малышом, это и финансовая, и социальная ответственность.
С теми, кто не готов принимать свое материнство — работают перинатальные психологи. Например, недавно мы оказывали поддержку девочке, которая совсем только забеременела. У нее вначале был сильный токсикоз, потом она серьезно поправилась, говорила, что хочет ребенка, но свое состояние беременности ей не нравится, хотя ее поддерживает отец малыша. Это непростой случай, поэтому с ней очень плотно работали психологи именно из перинатального центра.
Как на это реагировать взрослым? Есть какие-то истории, когда родители не готовы были оказать поддержку?
— Таких ситуаций мало, в большинстве случаев мамы девочек, напротив, их поддерживают, но да, есть у нас ситуации, когда взрослые настаивали на аборте, а девочки занимали позицию — я буду рожать. Пока нет историй, когда родители выгнали бы своих детей или полностью отказались от помощи им.
У нас была участница — девочка из многодетной семьи. Она первый ребенок у матери, а всего их в семье 7 детей. На момент ее беременности мама ждала 8 ребенка, и девочка решила скрыть от нее свое положение, потому что переживала за ее здоровье, что для мамы это будет шоком. Поэтому она прятала живот до родов. Когда у нее начались роды на 37 неделе, только тогда родители узнали, мама, правда, отреагировала остро — потеряла сознание.
Но в ее истории поддержку оказал отец ребенка. И здесь важно сказать, что наш проект направлен на поддержку не только несовершеннолетней мамы, но и ее родителей, родителей отца ребенка и партнера беременной девочки. Наш пул специалистов позволяет помочь семье комплексно.
Расскажите о перспективах проекта? Сколько он будет действовать?
— Это наш пилотный проект — он завершится в августе 2022 года. При этом помощь мы не перестанем оказывать, остановим только групповые встречи. Планируем выходить на область с тем, чтобы масштабировать инициативу и создать технологию работы с такими несовершеннолетними, чтобы его использовали в других муниципалитетах.
Может быть, не всем этим девочкам потребуется психологическая помощь, но они точно столкнутся с социальными трудностями. Поэтому хотим передать наш опыт, чтобы групповые мероприятия имели свою периодичность и были закреплены за конкретными специалистами на всех территориях области. Единственное, нам бы хотелось привлечь туда специалистов из сферы образования, потому что беременность многим прервала обучение.
Поэтому нам необходимы эксперт и программа, чтобы помочь им с определением в плане профессионального образования. Минимально хочется дать девочкам без образования информацию о том, что нужно делать, куда обратиться, что им нужно будет сдавать, как поступать, чтобы получить аттестат или диплом.
Надо учитывать, что беременность у них наступает в школьном возрасте, а выходят из декрета они уже 18-летние и по закону должны сами все решать — это, конечно, так, но хотелось, чтобы образовательные организации оставляли за ними какой-то приоритет, давали им шанс получить различного уровня образование на бюджетной основе.
Как попасть в ваш проект? Насколько это конфиденциально и безопасно?
— Можно позвонить в приемную 8 (3452) 30-26-27 либо прийти в центр «Семья», также можно написать в социальные сети — девочку свяжут с нужным специалистом. Не бойтесь получить помощь, рекомендации там, где это безопасно и профессионально!
Справка. В рамках соглашения о сотрудничестве информация о беременных несовершеннолетних поступает в центр «Семья» из перинатального центра города Тюмени. То есть информация к координаторам проекта о таких девочках приходит еще до того, как мамочка обратилась в него. Поэтому не стоит бояться, что специалисты сами предложили помощь и позвонили беременной школьнице. Все это делается не с целью проверки или оценки семьи, а для того, чтобы ознакомить девочку с будущим, которое ее ждет.
Специалисты проекта НЕ выполняют функции опеки или подразделения по делам несовершеннолетних.
В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.
Запись по телефону: 8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.
#беременность #подростки #роды #семья #материнствоироды