Классический европейский балет с индийскими мотивами и продуманной до мелочей хореографией Мариуса Петипа. В честь 145-летия премьеры «Баядерки» вспомним, как создавалась классика Мариинки и что спасло балет от вечного забвения.
Хореограф из семьи хореографов
Идея создать балет «Баядерка» пришла Мариусу Петипа — главному хореографу Петербургской императорской труппы. Он — представитель аристократической династии, которая принесла миру десяток ярких деятелей театра и балета — начал деятельность балетмейстера еще во Франции, но настоящей популярности достиг после переезда в Российскую империю.
Специально для Большого театра в Санкт-Петербурге Мариус набросал примерный план будущего балета. Его соавтором по сценарию стал Сергей Николаевич Худеков — профессиональный юрист, с литературным талантом, интересующийся историей балета и драматургией.
Музыкальную часть произведения доверили композитору Людвигу Минкусу, постоянному сотруднику Петипа, который за всю карьеру написал для него 16 балетов. Хореографу было важно, чтобы музыка следовала за танцем и пантомимой, была подчинена им. Поэтому она мелодична и служит как бы музыкальной иллюстрацией, фоном для хореографического спектакля, не раскрывая внутренней драматургии и характеров героев.
Скопированный балет?
За основу «Баядерки» взяли драму древнеиндийского поэта Калидасы «Шакунтала, узнанная по кольцу». Однако, первоисточником «Баядерки» в итоге стал не древнеиндийский эпос, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье в постановке брата Мариуса Петипа — Люсьена.
Советский историк балета Юрий Сломинский писал: «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться... И все же «Баядерка» — не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны… Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны».
В итоге, в основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки — индийской танцовщицы ритуального танца, и знатного воина. На первом плане балета свойственная для произведений того времени тема — стремление к счастью и любви, неразлучное с ревностью и предательством.
От премьеры до сегодняшних дней
Премьера состоялась зимой 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Петипа беспокоился, что зал будет пуст из-за дорогих билетов, но премьера собрала аншлаг. Зрители были довольны и еще полчаса стоя аплодировали после спектакля.
На премьере балета Мариус Петипа впервые поручил главную партию не итальянской, а русской танцовщице — Екатерине Вазем. Эту же партию В 1902 году получила Анна Павлова. Роль баядерки открыла великую балерину всему миру.
Вскоре после премьеры здание Большого театра закрыли из-за ветхости, труппа переехала в Мариинский театр. С конца 20-х годов 20 века спектакль исчез из репертуара почти на десятилетие, но подрастающие солисты вернули балет на сцену, хотя и со старыми декорациями. Постановщик Владимир Пономарев объяснял «возобновление „Баядерки“» его большой танцевальной ценностью. С тех пор балет не сходит с подмостков театра — его любят и ставят.
Визитная карточка «Баядерки»
Важнейшая сцена «Баядерки» — «Сон Солора» или картина «Тени». По сюжету к воину в опиумном бреду приходят тени возлюбленной баядерки Никии. В этой хореографии Петипа предвосхитил бессюжетный неоклассический балет Джорджа Баланчина.
Эту легендарную сцену часто исполняли отдельно от балета. Так, в советское время на гастролях в Париже уже классические в России «Тени» поразили театральный мир Европы. Балетмейстер Федор Лопухов писал: «В воплощении танца „Теней“ сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств — сюжета, пантомимы, аксессуаров… Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью».
Для справки:
Насладиться легендарным балетом «Баядерка» можно на сценах ведущих российских театров — Большого и Мариинского. Банк ВТБ выступает партнером этих институций и поддерживает их мероприятия в рамках программы «Культурная страна».