Найти в Дзене
ВТБ Страна

«Баядерка»: индийская драма на петербургских сценах

Оглавление
Поль Марке в роли Золотого Божка из спектакля «Баядерка» © Svetlana Loboff, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Поль Марке в роли Золотого Божка из спектакля «Баядерка» © Svetlana Loboff, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Классический европейский балет с индийскими мотивами и продуманной до мелочей хореографией Мариуса Петипа. В честь 145-летия премьеры «Баядерки» вспомним, как создавалась классика Мариинки и что спасло балет от вечного забвения.

Хореограф из семьи хореографов

Мариус Петипа. Фотография студии Карла Бергамаско. 1870 год © Public domain
Мариус Петипа. Фотография студии Карла Бергамаско. 1870 год © Public domain

Идея создать балет «Баядерка» пришла Мариусу Петипа — главному хореографу Петербургской императорской труппы. Он — представитель аристократической династии, которая принесла миру десяток ярких деятелей театра и балета — начал деятельность балетмейстера еще во Франции, но настоящей популярности достиг после переезда в Российскую империю.

Специально для Большого театра в Санкт-Петербурге Мариус набросал примерный план будущего балета. Его соавтором по сценарию стал Сергей Николаевич Худеков — профессиональный юрист, с литературным талантом, интересующийся историей балета и драматургией.

Музыкальную часть произведения доверили композитору Людвигу Минкусу, постоянному сотруднику Петипа, который за всю карьеру написал для него 16 балетов. Хореографу было важно, чтобы музыка следовала за танцем и пантомимой, была подчинена им. Поэтому она мелодична и служит как бы музыкальной иллюстрацией, фоном для хореографического спектакля, не раскрывая внутренней драматургии и характеров героев.

Скопированный балет?

Балет «Баядерка», Мариинский театр, 1900 год © Public domain
Балет «Баядерка», Мариинский театр, 1900 год © Public domain

За основу «Баядерки» взяли драму древнеиндийского поэта Калидасы «Шакунтала, узнанная по кольцу». Однако, первоисточником «Баядерки» в итоге стал не древнеиндийский эпос, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье в постановке брата Мариуса Петипа — Люсьена.

Советский историк балета Юрий Сломинский писал: «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться... И все же «Баядерка» — не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны… Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны».

В итоге, в основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки — индийской танцовщицы ритуального танца, и знатного воина. На первом плане балета свойственная для произведений того времени тема — стремление к счастью и любви, неразлучное с ревностью и предательством.

От премьеры до сегодняшних дней

Премьера состоялась зимой 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Петипа беспокоился, что зал будет пуст из-за дорогих билетов, но премьера собрала аншлаг. Зрители были довольны и еще полчаса стоя аплодировали после спектакля.

На премьере балета Мариус Петипа впервые поручил главную партию не итальянской, а русской танцовщице — Екатерине Вазем. Эту же партию В 1902 году получила Анна Павлова. Роль баядерки открыла великую балерину всему миру.

Вскоре после премьеры здание Большого театра закрыли из-за ветхости, труппа переехала в Мариинский театр. С конца 20-х годов 20 века спектакль исчез из репертуара почти на десятилетие, но подрастающие солисты вернули балет на сцену, хотя и со старыми декорациями. Постановщик Владимир Пономарев объяснял «возобновление „Баядерки“» его большой танцевальной ценностью. С тех пор балет не сходит с подмостков театра — его любят и ставят.

Визитная карточка «Баядерки»

Балет «Баядерка», картина «Тени» © WhiteAct, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Балет «Баядерка», картина «Тени» © WhiteAct, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Важнейшая сцена «Баядерки» — «Сон Солора» или картина «Тени». По сюжету к воину в опиумном бреду приходят тени возлюбленной баядерки Никии. В этой хореографии Петипа предвосхитил бессюжетный неоклассический балет Джорджа Баланчина.

Эту легендарную сцену часто исполняли отдельно от балета. Так, в советское время на гастролях в Париже уже классические в России «Тени» поразили театральный мир Европы. Балетмейстер Федор Лопухов писал: «В воплощении танца „Теней“ сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств — сюжета, пантомимы, аксессуаров… Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью».

Для справки:

Насладиться легендарным балетом «Баядерка» можно на сценах ведущих российских театров — Большого и Мариинского. Банк ВТБ выступает партнером этих институций и поддерживает их мероприятия в рамках программы «Культурная страна».