Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 734. Московский редевелопмент. Электрозавод

22 июля 2022 года/

Индустриальные здания Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств проектировал архитектор Георгий Евланов, задумавший построить средневековый замок с башнями, но не все готические «архитектурные излишества» удалось воплотить. Очевидно, помешали начавшиеся грозные события - сначала Первая Мировая война, а затем Октябрьская революция. Впрочем, возведённый, в основном, к 1916-1917 годам промышленный комплекс впечатляет и без несостоявшихся готических шпилей, а завершение строительства было осуществлено в первое десятилетие Советской власти для запуска Электрозавода.

Первые электрические лампы накаливания, изобретённые Эдисоном, появились ещё в XIX веке, позднее технологии совершенствовались - в качестве элемента накаливания вместо обугленного бамбука стала использоваться угольная нить, а с 1911 года - вольфрамовая нить. В Советской России развитие энергетики и масштабная электрификация стали приоритетной задачей. В 1923 году власти предприняли попытку приобрести патент на вольфрамовую технологию у берлинских компаний Osram и AEG, но с предложенными кабальными условиями не могли согласиться.

Тогда кураторы советского вольфрамового проекта Константин Уханов, Николай Булганин и Феликс Дзержинский прибегли к тактике промышленного шпионажа. Помогли немецкие коммунисты, которые нашли на заводах Osram и AEG трёх рабочих, готовых помочь советским товарищам освоить недоступную российским инженерам технологию.

-2

В 1928 году на берегу Яузы был введён в эксплуатацию Электрозавод, занявший дореволюционное готическое здание товарищества «Проводник» и приступивший к производству трансформаторов и ламп накаливания. Позднее цех электрических ламп выделили в отдельное производство.

-3
-4

В советский период индустриальный комплекс составляли три предприятия: Электрозавод имени В.Куйбышева, производящий трансформаторы и другое энергетическое оборудование, Московский электроламповый завод (МЭЛЗ) и АТЭ-1, специализирующийся на электрооборудовании для автомобилей и тракторов. Более поздние корпуса по-прежнему остаются заняты действующим производством в сфере энергетики, а этот сюжет посвящён самым старым зданиям и приспособлению невостребованных площадей под современные запросы.

-5

Спустя почти сотню лет в опустевших заводских цехах играют иммерсивный спектакль «Красный Вольфрам», посвящённый судьбам иностранных рабочих Электрозавода. Действие спектакля «Красный Вольфрам» начинается в 1925 году, когда инженер Моисей Железняк пригласил в Москву Вилли Коха, Франца Гайслера и Ганса Ольриха. Операция проходила под завесой секретности, в СССР немецкие пролетарии получили новые паспорта, приступили к работе в лаборатории и успешно справились с заданием. Возможно, устойчивое словосочетание первых лет советской власти «лампочка Ильича» можно заменить на «лампочку Вилли Коха»?

В 1930 году для Электрозавода были закуплены иностранные станки и для их освоения потребовались квалифицированные кадры. Решение о привлечении специалистов из-за рубежа принималось на самом высоком уровне и вскоре около 200 рабочих и инженеров из Германии, Австрии, Венгрии, США, Англии вместе с семьями приехали в Москву работать по контракту. Для проживания иностранцев строились общежития, одно из которых находится по соседству с заводом. О жизни этой небольшой диаспоры и рассказывает спектакль «Красный Вольфрам». Все участники иммерсивного действия получают роли и на пару часов вживаются в образы реальных персонажей. Спектакль «Красный Вольфрам» создал Сергей Никитин-Римский, историк-урбанист, кандидат филологических наук, старший сотрудник Музея Москвы. В действии участвует Танцевальный кооператив «Айседорино горе», костюмы и декорации придумала художник Дарья Серебрякова.

Сергей Никитин-Римский называет «Красный Вольфрам» историодрамой - работа на благо Советского Союза обернулась для большинства иностранцев трагедией. В 1937 году создатели вольфрамового проекта попали в жернова сталинских репрессий, были арестованы, этапированы в ссылку или расстреляны. Лишь после смерти Сталина выжившие смогли вернуться в Москву, кто-то уехал на родину в Германию, а Вилли Кох до пенсии проработал в Вольфрамовом цеху МЭЛЗ.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

В наши дни лампы накаливания с вольфрамовой нитью вытеснены энергосберегающими лампами, производство в исторических корпусах Электрозавода свёрнуто.

-13

Арендаторы и гости попадают в здание через Мраморную проходную с оригинальным светильником, мемориальными досками и контрольно-пропускным пунктом. Наверх ведут широкие лестницы, но можно воспользоваться лифтом.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

Опустевшие цеха занимают металлообрабатывающие и художественные мастерские, фотостудии.

-30
-31
-32
-33
-34
-35

О печатной мастерской Принт Мафия рассказывает Евгения Боневерт: «Мы печатаем работы художников на бумаге, а также на любой плоской поверхности - металле или коже, есть карусель для печати на текстиле - футболках или шопперах. В мастерской используется шелкография, разновидность трафаретной печати, при которой каждый отпечаток может получиться уникальным, так как есть возможность вручную управлять процессом».

В современной частной полиграфии широко распространены зины (от английского magazine) - небольшие тиражи авторских рисунков и текстов. В советское время такую продукцию назвали бы самиздатом. Тиражи обычно не превышают сотню экземпляров, а некоторые созданы в единственном экземпляре, что придаёт произведению определённую библиографическую ценность.

-36
-37
-38
-39
-40
-41

В рамках проекта Art-Space-Hopping по приглашению издательского проекта »послезавтра» в мастерскую заглянул в гости автор комиксов, художник Uno Moralez.

-42
-43

Художник rita voloh и доберман Дунай

-44
-45

Краснокирпичные корпуса соединены переходами, для проезда транспорта предусмотрены изящные арки, к некоторым цехам проложены железнодорожные рельсы. За десятилетия промышленной эксплуатации фасады обрастали разнообразным функциональным железом, ныне заржавевшим, во внутренних коридорах требуется замена кафельной плитки, свежая побелка и штукатурка. Но даже при некоторой внешней неухоженности Электрозавод остаётся прекрасным образцом индустриальной архитектуры Российской империи и памятником трудовым свершениям советских рабочих.

-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61

Редкая крышка люка с надписью УРСР МЕТАЛОТРЕСТ УДАРНИК, произведённая в украинском городе Запорожье.

-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80

Персонажи культовых фильмов Кевина Смита - Джей и Молчаливый Боб.

Фотографии: Евгений Чесноков

-81

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #редевелопмент #промзона #завод #электрозавод #красныйвольфрам #мастерская