22 июля 2022 года/
Индустриальные здания Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств проектировал архитектор Георгий Евланов, задумавший построить средневековый замок с башнями, но не все готические «архитектурные излишества» удалось воплотить. Очевидно, помешали начавшиеся грозные события - сначала Первая Мировая война, а затем Октябрьская революция. Впрочем, возведённый, в основном, к 1916-1917 годам промышленный комплекс впечатляет и без несостоявшихся готических шпилей, а завершение строительства было осуществлено в первое десятилетие Советской власти для запуска Электрозавода.
Первые электрические лампы накаливания, изобретённые Эдисоном, появились ещё в XIX веке, позднее технологии совершенствовались - в качестве элемента накаливания вместо обугленного бамбука стала использоваться угольная нить, а с 1911 года - вольфрамовая нить. В Советской России развитие энергетики и масштабная электрификация стали приоритетной задачей. В 1923 году власти предприняли попытку приобрести патент на вольфрамовую технологию у берлинских компаний Osram и AEG, но с предложенными кабальными условиями не могли согласиться.
Тогда кураторы советского вольфрамового проекта Константин Уханов, Николай Булганин и Феликс Дзержинский прибегли к тактике промышленного шпионажа. Помогли немецкие коммунисты, которые нашли на заводах Osram и AEG трёх рабочих, готовых помочь советским товарищам освоить недоступную российским инженерам технологию.
В 1928 году на берегу Яузы был введён в эксплуатацию Электрозавод, занявший дореволюционное готическое здание товарищества «Проводник» и приступивший к производству трансформаторов и ламп накаливания. Позднее цех электрических ламп выделили в отдельное производство.
В советский период индустриальный комплекс составляли три предприятия: Электрозавод имени В.Куйбышева, производящий трансформаторы и другое энергетическое оборудование, Московский электроламповый завод (МЭЛЗ) и АТЭ-1, специализирующийся на электрооборудовании для автомобилей и тракторов. Более поздние корпуса по-прежнему остаются заняты действующим производством в сфере энергетики, а этот сюжет посвящён самым старым зданиям и приспособлению невостребованных площадей под современные запросы.
Спустя почти сотню лет в опустевших заводских цехах играют иммерсивный спектакль «Красный Вольфрам», посвящённый судьбам иностранных рабочих Электрозавода. Действие спектакля «Красный Вольфрам» начинается в 1925 году, когда инженер Моисей Железняк пригласил в Москву Вилли Коха, Франца Гайслера и Ганса Ольриха. Операция проходила под завесой секретности, в СССР немецкие пролетарии получили новые паспорта, приступили к работе в лаборатории и успешно справились с заданием. Возможно, устойчивое словосочетание первых лет советской власти «лампочка Ильича» можно заменить на «лампочку Вилли Коха»?
В 1930 году для Электрозавода были закуплены иностранные станки и для их освоения потребовались квалифицированные кадры. Решение о привлечении специалистов из-за рубежа принималось на самом высоком уровне и вскоре около 200 рабочих и инженеров из Германии, Австрии, Венгрии, США, Англии вместе с семьями приехали в Москву работать по контракту. Для проживания иностранцев строились общежития, одно из которых находится по соседству с заводом. О жизни этой небольшой диаспоры и рассказывает спектакль «Красный Вольфрам». Все участники иммерсивного действия получают роли и на пару часов вживаются в образы реальных персонажей. Спектакль «Красный Вольфрам» создал Сергей Никитин-Римский, историк-урбанист, кандидат филологических наук, старший сотрудник Музея Москвы. В действии участвует Танцевальный кооператив «Айседорино горе», костюмы и декорации придумала художник Дарья Серебрякова.
Сергей Никитин-Римский называет «Красный Вольфрам» историодрамой - работа на благо Советского Союза обернулась для большинства иностранцев трагедией. В 1937 году создатели вольфрамового проекта попали в жернова сталинских репрессий, были арестованы, этапированы в ссылку или расстреляны. Лишь после смерти Сталина выжившие смогли вернуться в Москву, кто-то уехал на родину в Германию, а Вилли Кох до пенсии проработал в Вольфрамовом цеху МЭЛЗ.
В наши дни лампы накаливания с вольфрамовой нитью вытеснены энергосберегающими лампами, производство в исторических корпусах Электрозавода свёрнуто.
Арендаторы и гости попадают в здание через Мраморную проходную с оригинальным светильником, мемориальными досками и контрольно-пропускным пунктом. Наверх ведут широкие лестницы, но можно воспользоваться лифтом.
Опустевшие цеха занимают металлообрабатывающие и художественные мастерские, фотостудии.
О печатной мастерской Принт Мафия рассказывает Евгения Боневерт: «Мы печатаем работы художников на бумаге, а также на любой плоской поверхности - металле или коже, есть карусель для печати на текстиле - футболках или шопперах. В мастерской используется шелкография, разновидность трафаретной печати, при которой каждый отпечаток может получиться уникальным, так как есть возможность вручную управлять процессом».
В современной частной полиграфии широко распространены зины (от английского magazine) - небольшие тиражи авторских рисунков и текстов. В советское время такую продукцию назвали бы самиздатом. Тиражи обычно не превышают сотню экземпляров, а некоторые созданы в единственном экземпляре, что придаёт произведению определённую библиографическую ценность.
В рамках проекта Art-Space-Hopping по приглашению издательского проекта »послезавтра» в мастерскую заглянул в гости автор комиксов, художник Uno Moralez.
Художник rita voloh и доберман Дунай
Краснокирпичные корпуса соединены переходами, для проезда транспорта предусмотрены изящные арки, к некоторым цехам проложены железнодорожные рельсы. За десятилетия промышленной эксплуатации фасады обрастали разнообразным функциональным железом, ныне заржавевшим, во внутренних коридорах требуется замена кафельной плитки, свежая побелка и штукатурка. Но даже при некоторой внешней неухоженности Электрозавод остаётся прекрасным образцом индустриальной архитектуры Российской империи и памятником трудовым свершениям советских рабочих.
Редкая крышка люка с надписью УРСР МЕТАЛОТРЕСТ УДАРНИК, произведённая в украинском городе Запорожье.
Персонажи культовых фильмов Кевина Смита - Джей и Молчаливый Боб.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #архитектура #история #редевелопмент #промзона #завод #электрозавод #красныйвольфрам #мастерская