#литература #культура #искусство #текст #поэма
Поэма в прозе «Москва-Петушки» сегодня уже считается классикой и крепко вписана в русский литературный процесс. Популярность она обрела почти сразу – самиздатом бесконечное количество раз с момента появления на свет книгу перепечатывали многочисленные читатели и поклонники Ерофеева. Кто-то преклоняется перед этим текстом, кто-то считает его бредом, не достойным называться литературой. Подумаем, кто прав, какие отсылки и подсказки оставил читателю Веничка, и куда исчезла одна из глав книги.
Автобиография или вымысел?
Конечно, после прочтения абсолютно веришь автору, что он описал свою собственную жизнь. Но, если Веничка это и сделал, то сделал вскользь. Да, он действительно ездил в Петушки, где жила его возлюбленная с маленьким сыном. Да, он действительно работал укладчиком кабеля на железной дороге, в шутку вел графики выпитого, как представлено в книге. Да и сам пил много, что не является большим секретом.
Но сама история, описанная в произведении, конечно, чистой воды вымысел, который нарочно вплетается в достоверные и автобиографические факты, чтобы обрести подлинность. Например, некоторые друзья Ерофеева после первого прочтения, думали, что читали дневник, так как нашли себя в некоторых эпизодах. Так «безумной поэтессой» оказалась Ольга Седакова – ныне заслуженный поэт, литературовед и специалист по Данте. А тогда она училась и водила с Веничкой дружбу.
Отсылки ко всему на свете
Несмотря на тот образ, который создал автор, сам Ерофеев был очень начитанным и интеллектуально подкованным человеком. Но при этом любил посмеяться, поэтому разбросал в своей главной книге множество отсылок и цитат как к литературе, так и к суровой советской действительности. Например, само произведение он упорно называет поэмой, что отсылает к «Мертвым душам» Гоголя. А глава, которая якобы была изъята после первой редакции – подражание авторскому предисловию «Евгения Онегина» и очередная мистификация.
Сам стиль и повествование Веничка делал с оглядкой на выступающих на советской эстраде комиков. Если послушать авторское исполнение книги, можно уловить интонации того же Райкина. И смеха ради вплетал в контекст повествования цитаты партийных деятелей или объявления из газеты «Правда», а также политиков, писателей, композиторов того времени и прошлого. Эта ядерная смесь несовместимых друг с другом вещей и создаёт особую ауру произведения.
Более глубокий пласт
Внимательный читатель наверняка ощутит, что за нагромождением слов скрыто что-то более важно. И смело можно сказать, что «Москва-Петушки» опирается на библейские сюжеты, а путь героя может претендовать на жизнеописание Христа в современном мире.
Например, постоянные обращение к Богу и ангелам, история про букву Ю, отсылающая к апокрифам о детстве Иисуса, а также финал произведения. Четверо мужчин, наверное, аллюзия на легионеров, которые пригвоздили героя к полу и убили его. Но даже после своей смерти он продолжает говорить с читателем.
А как вы думаете, о чем это произведение на самом деле?
#венедиктерофеев #москва-петушки #книга #рецензия #чтение