Найти в Дзене

Что случилось с Adobe Flash?

Оглавление

В течение многих лет Adobe Flash был синонимом анимации в Интернете, браузерных игр и интерактивных веб-сайтов. В 2011 году плагин Flash Player был установлен на 99% настольных браузеров в западном мире. Десять лет спустя ни один современный веб-браузер не поддерживает Flash за пределами Китая.

В 1990-х годах Интернет быстро развивался, и веб-браузеры не могли угнаться за темпами появления новых типов файлов, предназначенных для совместного использования через него. Это привело к разработке плагинов: небольших приложений, которые не были предназначены для автономной работы, но добавляли функции в браузер, как это делают сегодня расширения браузера.

The Powerpuff Girls были сделаны во Flash.

Видео-плагины, такие как Apple QuickTime и Windows Media Player, показывали видеоконтент, состоящий из отдельных кадров, что несколько похоже на то, как работают анимированные GIF-файлы.

В эпоху коммутируемых модемов интернет-видео либо имело низкое разрешение, либо загружалось крайне медленно, либо и то, и другое вместе. В таком контексте интерактивные видеоролики, которые загружались быстро и полностью использовали разрешение каждого экрана, выглядели как чудо. Это история о том, как формировалась большая часть ранней веб-культуры.

Рисование будущего

В 1993 году Charlie Jackson, Jonathan Gay и Michelle Welsh основали компанию FutureWave, выпустившую приложение для рисования SmartSketch для ОС PenPoint, которая была одной из первых операционных систем для графических планшетов. SmartSketch создавал файлы на основе векторной графики, аналогичные современному формату изображений SVG. В небольших планшетах было важно иметь возможность создавать изображения, которые выглядели бы одинаково при просмотре на больших экранах с более высоким разрешением.

Когда PenPoint потерпел неудачу, приложение было перенесено на Mac и Windows. В 1995 году FutureWave добавила в приложение возможности анимации и выпустила его под названием FutureSplash Animator. По иронии судьбы, в том же году Adobe отклонила предложение о покупке FutureWave.

Pinpoint была первой ОС, в которой был запущен SmartSketch.
Pinpoint была первой ОС, в которой был запущен SmartSketch.

Плагин FutureSplash Player, выпущенный в 1996 году, был сильной альтернативой Shockwave Player от Macromedia, который стал доступен годом ранее и был способен воспроизводить более тяжелые типы файлов, которые также использовались в играх на компакт-дисках. Каким бы впечатляющим это ни было, масштабируемость видеороликов FutureSplash не была причиной их успеха. Скорее, это была возможность создавать удивительно маленькие файлы с использованием ограниченной анимации.

Для отображения объекта, движущегося на статическом фоне, файлу FutureSplash не нужно было бы включать десятки или сотни кадров с объектом в разных местах - ему нужно было только включить инструкции по перемещению объекта. В пределах сотен килобайт FutureSplash может создавать видеоролики продолжительностью в несколько минут.

Позже в том же году Microsoft использовала FutureSplash в меню MSN Program Viewer, сервиса потокового видео, который на годы опередил свое время и быстро вышел из строя, что заставило Microsoft полностью отказаться от этой концепции. FutureSplash позже использовался на сайтах, которые были более успешными в то время, включая Disney Online и The Simpsons.

Интерактивный и популярный

Ближе к концу 1996 года Macromedia приобрела FutureWave, сократила название FutureSplash до Flash и переиздала FutureSplash Animator как Macromedia Flash.

В следующем году Flash был использован для создания того, что считается первым эксклюзивным мультсериалом для Интернета: The Goddamn George Liquor Program, созданная John Kricfalusi, известным по сериалу "The Ren & Stimpy Show". Несмотря на то, что он был "тяжёлым", чем большинство флэш-видео, он все равно был доступен для просмотра в Интернете. В 1999 году сериал Showtime "WhirlGirl" стал первым сериалом, который был выпущен одновременно в кабельной сети и в Интернете.

Веб-мультфильмы для взрослых, такие как "Happy Tree Friend" и "Queer Duck", позже стали телевизионными шоу. Сериалы, основанные на Flash, которые транслировались по телевидению с самого начала, включают "The Powerpuff Girls", "My Little Pony: Friendship Is Magic" и "Foster's Home for Imaginary Friends".

В эпоху Macromedia Flash становился все более и более интерактивным. Одним из популярных примеров этого была "Frog in a Blender", выпущенная Joe Cartoon в 1999 году, которая стала одним из первых вирусных видеороликов в Интернете. Пользователь мог переключаться между первым и девятым уровнями скорости блендера, но переключение на 10-й уровень быстро заканчивало видео (в защиту Джо, это была очень неуважительная лягушка).

Независимо от того, что вы думаете о его содержании, "Frog in a Blender" была очень эффективным использованием ограниченной анимации.

Более впечатляющим примером того же года стала Pico's School, приключенческая игра "Укажи и щелкни", вдохновленная резней в средней школе Columbine, разработанная Tom Fulp и выпущенная на Newgrounds. Игра превратила Flash в популярную игровую платформу, а Newgrounds - в центр браузерных игр.

Macromedia Flash 5, выпущенная в 2000 году, была первой, официально поддержавшей ActionScript, язык программирования, который позволял создавать гораздо более сложные игры. На протяжении многих лет такие игры, как Alien Hominid, Farmville, Club Penguin и серия Meat Boy, начинались с использования Flash.

Начиная с 2003 года многие мобильные телефоны поставлялись с приложением Flash Lite, которое позволяло им воспроизводить Flash-контент, созданный с учетом мобильных платформ.

В 2005 году был запущен YouTube, который требовал, чтобы Flash Player просматривал видео, даже несмотря на то, что видео на сайте сами по себе не были масштабируемыми или интерактивными. В том году плагин был установлен более чем на 98% компьютеров, подключенных к Интернету. К концу того же года Macromedia была приобретена компанией Adobe.

Укушенный яблоком

iPhone был запущен с целью революционизировать мобильные устройства, но Flash не был частью этой революции.
iPhone был запущен с целью революционизировать мобильные устройства, но Flash не был частью этой революции.

Первая версия Adobe Flash была выпущена в 2007 году с улучшенной интеграцией Photoshop и инструментами рисования, аналогичными тем, которые предлагает Adobe Illustrator. В том же году был выпущен первый iPhone без поддержки Flash. Несмотря на то, что Safari был полноценным веб-браузером (для мобильных устройств той эпохи), он не поддерживал Flash-сайты, которые тогда были очень распространены. iPhone может воспроизводить видео с YouTube в специальном приложении, благодаря тому, что Google конвертирует видео в формат H.264 после анонса iPhone.

В следующем году HTML5 был выпущен для широкой публики и смог имитировать Flash на сайтах, закодированных с его использованием, без каких-либо плагинов. Это было достигнуто с помощью интеграции JavaScript, который обеспечивал интерактивность, аналогичную ActionScript; а позже с помощью CSS3, который использовался для отображения HTML-страниц несколькими различными способами и поддерживал добавление анимации SVG. Одна из критических замечаний к Flash заключалась в том, что в качестве плагина он мог создавать файлы cookie, которые браузер не мог обнаружить или удалить.

-4

Позже, в 2008 году, Adobe выпустила свое приложение для разработки интегрированных систем, позже получившее название Adobe AIR, которое позволяло запускать Flash-контент, например игры, в специализированных приложениях, устраняя необходимость в Flash Lite.

Adobe потребовалось несколько лет, чтобы создать полнофункциональную мобильную версию Flash Player, но Steve Jobs не хотел ждать. В 2010 году, после анонса первого iPad, генеральный директор, как известно, опубликовал открытое письмо Thoughts on Flash, в котором заявил, что мобильные устройства Apple никогда не будут поддерживать плагин, ссылаясь на проблемы с производительностью, безопасностью и временем автономной работы.

Джобс добавил, что интерактивные элементы Flash все равно придется переписывать для мобильных сайтов, чтобы компенсировать отсутствие мыши. Его утверждение о том, что Flash является "закрытой системой", было раскритиковано как лицемерное, поскольку то же самое можно было бы сказать и об iOS.

Примерно через два месяца после письма YouTube перешел на воспроизведение на основе HTML5 на мобильных платформах. Сначала Apple не разрешала разрабатывать приложения на базе Flash для iOS, но позже отменила это решение. В конце концов Flash Player появился на устройствах Android, но разочаровывающая производительность пролила позитивный свет на письмо Джобса. В конце 2011 года Adobe приостановила разработку Flash Player для мобильных устройств.

На настольных компьютерах Flash оставался еще несколько лет. К 2011 году Flash Player мог использовать графический процессор для 3D-рендеринга с помощью Stage3D API, который запустил волну 3D-браузерных игр и коммерческих демонстраций. Ответом JavaScript на Stage3D был WebGL.

В 2015 году YouTube перешел на проигрыватель на основе HTML5 по умолчанию на всех устройствах. В следующем году Adobe Flash был переименован в Adobe Animate, чтобы отделить его от злополучного Flash Player.

В 2017 году Adobe объявила, что прекратит поддержку Flash к концу 2020 года.

Последствия

Проект Flashpoint сделал более 100 000 флеш-игр доступными для игры в автономном режиме.
Проект Flashpoint сделал более 100 000 флеш-игр доступными для игры в автономном режиме.

После объявления Adobe все современные веб-браузеры начали блокировать Flash-контент по умолчанию, причем блокировка полностью вступила в силу после 2020 года. Последние версии самого Flash Player на самом деле имели переключатель отключения, который не позволял им запускаться после 12 января 2021 года. Более того, позже, в 2021 году, Microsoft выпустила обязательное обновление, которое удалило Flash Player из Windows.

Китайский вариант Flash, который используется для показа рекламы и сбора персональных данных пользователей, по-прежнему разрабатывается компанией под названием Zhongcheng. В 2021 году Adobe заключила партнерство с Harman, дочерней компанией Samsung, чтобы продолжить поддержку Flash для корпоративных пользователей.

Было создано несколько эмуляторов, позволяющих воспроизводить Flash-контент на сайтах HTML5. Наиболее успешным из которых является Ruffle, который используется интернет-архивом и многими другими.

Проект Flashpoint был создан для сохранения игр и приложений, которые опирались на Flash Player и другие плагины для браузера. На данный момент проект объединил более 100 000 таких игр, сделав их доступными для автономной игры. Вы можете загрузить основное приложение (3 ГБ), которое загружает игры только тогда, когда вы решите в них играть, или всю коллекцию, которая весит почти 900 ГБ.