Найти тему
Записки на холстах

«Искусство сегодняшнего дня» или «зеркало «одноразового» общества»

Так оценивают поп-арт любители и сами создатели этого направления искусства.

Может быть не все знают фамилию и имя – Рой Лихтенштейн (1923-1997), но точно все видели героев и героинь его произведений – пришедшие из комиксов плачущие, тонущие, разговаривающие по телефону или ждущие звонка идеальные блондинки и брюнетки, а также солдаты, ставшие в исполнении Лихтенштейна чрезвычайно популярными. Яркие и эффектные картинки.

Рой Лихтенштейн родился 27 октября 1923 года в Нью-Йорке. Много лет занимался живописью – учился (с перерывом на службу в армии в 1943-1946 годах), получил степень магистра изобразительного искусства, около 10 лет преподавал, без особого успеха пробовал себя в разных направлениях – кубизм, абстрактный экспрессионизм (были выставки). В 1961 году, вроде бы на спор с сыном, выполнил одну работу – мультяшного Микки «Смотри, Микки», а затем и системно занялся реинкарнацией героев комиксов, забросив все свои ранние работы. Вместе с Уорхоллом они сделали поп-арт популярнейшим направлением. Причем, Уорхолл практически одновременно с Лихтенштейном пробовал себя в комиксовом направлении, но увидев работы Лихтенштейна, оставил его.

«Медсестра». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»
«Медсестра». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»

Лихтенштейн просматривал газеты и журналы, понравившееся изображение вырезал, делал точно такой же цветной рисунок, проецировал его на холст, обводил карандашом, наносил растровую сетку, увеличивая или уменьшая размер, раскрашивал и – готов очередной шедевр. По сути – увеличивал картинки из популярных комиксов и иногда придумывал к ним простые тексты. При этом создал свой узнаваемый стиль, который почти в 40 лет принес ему успех, его работы расхватывали и расхватывают богатые коллекционеры.

Так, в 1962 году состоялась персональная выставка выполненных таким методом работ в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке. Все они были распроданы еще до начала выставки. И подобное происходит до настоящего времени, только стоимость работ сильно возросла после смерти художника: его работа «Медсестра» (1964) на торгах Christie’s в 2015 году была продана за $95 365 млн, круто обойдя картины Ван Гога, Матисса, Ренуара, Рубенса…

Среди наиболее известных картин Роя Лихтенштейна, ставших культовыми произведениями поп-арта - «Whaam!» (Баам! Бу-ух!) — одна из нескольких работ, изображающих воздушный бой, «Электрический шнур» (1961), «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!» (1961) – в этой работе видят некую отсылку к Черному квадрату Малевича, «Спящая девушка».

«Электрический шнур». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»
«Электрический шнур». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»

Еще одним известным направлением живописи Лихтенштейна стала переработка в найденном авторском стиле произведений известных художников – Пикассо, Ван Гога, Матисса, Сезана. Свой стиль-метод он применял и к античным храмам, египетским пирамидам… «Мне вообще не важно, что это за оригинал. Мне важно выпрямить линии».

Сам Лихтенштейн отмечал, что его «творчество связано с образностью, сформированной миром коммерции, поскольку кое-что в этой образности кажется мне смелым и убедительным…»

Лихтенштейн создавал рисунки, гравюры, принты (изображение, наносимое на различные поверхности), всего - около 5000 работ. В 1977 году увлекся скульптурой, создавая расписные или декорированные патиной фигуры из бронзы. Одной из последних работ Лихтенштейна стала разработка логотипа для звукозаписывающей компании Dreamworks Records.

Взято из свободного доступа в сети «Интернет»
Взято из свободного доступа в сети «Интернет»

Конечно, основными потребителями работ Лихтенштейна сначала были американские коллекционеры, у которых «не было исторической памяти». И несмотря на большую популярность, работы Лихтенштейна довольно резко критиковали искусствоведы, обвиняя в плагиате, в заголовок статьи в журнале Life даже был вынесен вопрос, является ли он худшим художником в США, а сам поп-арт называли безмозглым и презренным стилем.

Возможно трудно признать живописью механический процесс с примитивным набором цветовой палитры, но тем не менее это направление очень востребовано, Лихтенштейн признан одним из величайших художников поп-арта. По сообщениям в СМИ:

в 1964-м году он стал первым американским художником, работы которого были представлены в галерее «Тэйт» в Лондоне, в 1968 году там прошла ретроспективная выставка его работ;

его персональные выставки с успехом проходили в Европе (например, его первая выставка в Европе состоялась в 1963 в галерее Sonnabend (Париж), а в 1965 году городской музей Амстердама приобрел работу художника As I Opened Fire для своей постоянной экспозиции;

в 1970 году картины Лихтенштейна демонстрировались в американском павильоне на выставке Expo'70 в Осаке (Япония);

в 1987 году Рой Лихтенштейн стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Какое общество, такое и искусство, потребление стало божеством и имеет визуальное воплощение, поп-арт – «популярное (предназначенное для массовой аудитории), одноразовое (легко забывающееся), дешевое, массовое, молодое (адресованное молодежи), шуточное, сексуальное, затейливое, шикарное, бизнес-ориентированное направление современного искусства» (Ричард Хэмильтон).

«Искусство не обязательно должно выглядеть как искусство, чтобы быть искусством» (А. Капроу). В данном случае - красивые яркие картинки, героям которых невозможно сопереживать, и которые хорошо смотрятся на стенке почти любого помещения. Можно смотреть, но не нужно рассматривать)

«Спящая девушка». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»
«Спящая девушка». Взято из свободного доступа в сети «Интернет»