Так оценивают поп-арт любители и сами создатели этого направления искусства.
Может быть не все знают фамилию и имя – Рой Лихтенштейн (1923-1997), но точно все видели героев и героинь его произведений – пришедшие из комиксов плачущие, тонущие, разговаривающие по телефону или ждущие звонка идеальные блондинки и брюнетки, а также солдаты, ставшие в исполнении Лихтенштейна чрезвычайно популярными. Яркие и эффектные картинки.
Рой Лихтенштейн родился 27 октября 1923 года в Нью-Йорке. Много лет занимался живописью – учился (с перерывом на службу в армии в 1943-1946 годах), получил степень магистра изобразительного искусства, около 10 лет преподавал, без особого успеха пробовал себя в разных направлениях – кубизм, абстрактный экспрессионизм (были выставки). В 1961 году, вроде бы на спор с сыном, выполнил одну работу – мультяшного Микки «Смотри, Микки», а затем и системно занялся реинкарнацией героев комиксов, забросив все свои ранние работы. Вместе с Уорхоллом они сделали поп-арт популярнейшим направлением. Причем, Уорхолл практически одновременно с Лихтенштейном пробовал себя в комиксовом направлении, но увидев работы Лихтенштейна, оставил его.
Лихтенштейн просматривал газеты и журналы, понравившееся изображение вырезал, делал точно такой же цветной рисунок, проецировал его на холст, обводил карандашом, наносил растровую сетку, увеличивая или уменьшая размер, раскрашивал и – готов очередной шедевр. По сути – увеличивал картинки из популярных комиксов и иногда придумывал к ним простые тексты. При этом создал свой узнаваемый стиль, который почти в 40 лет принес ему успех, его работы расхватывали и расхватывают богатые коллекционеры.
Так, в 1962 году состоялась персональная выставка выполненных таким методом работ в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке. Все они были распроданы еще до начала выставки. И подобное происходит до настоящего времени, только стоимость работ сильно возросла после смерти художника: его работа «Медсестра» (1964) на торгах Christie’s в 2015 году была продана за $95 365 млн, круто обойдя картины Ван Гога, Матисса, Ренуара, Рубенса…
Среди наиболее известных картин Роя Лихтенштейна, ставших культовыми произведениями поп-арта - «Whaam!» (Баам! Бу-ух!) — одна из нескольких работ, изображающих воздушный бой, «Электрический шнур» (1961), «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!» (1961) – в этой работе видят некую отсылку к Черному квадрату Малевича, «Спящая девушка».
Еще одним известным направлением живописи Лихтенштейна стала переработка в найденном авторском стиле произведений известных художников – Пикассо, Ван Гога, Матисса, Сезана. Свой стиль-метод он применял и к античным храмам, египетским пирамидам… «Мне вообще не важно, что это за оригинал. Мне важно выпрямить линии».
Сам Лихтенштейн отмечал, что его «творчество связано с образностью, сформированной миром коммерции, поскольку кое-что в этой образности кажется мне смелым и убедительным…»
Лихтенштейн создавал рисунки, гравюры, принты (изображение, наносимое на различные поверхности), всего - около 5000 работ. В 1977 году увлекся скульптурой, создавая расписные или декорированные патиной фигуры из бронзы. Одной из последних работ Лихтенштейна стала разработка логотипа для звукозаписывающей компании Dreamworks Records.
Конечно, основными потребителями работ Лихтенштейна сначала были американские коллекционеры, у которых «не было исторической памяти». И несмотря на большую популярность, работы Лихтенштейна довольно резко критиковали искусствоведы, обвиняя в плагиате, в заголовок статьи в журнале Life даже был вынесен вопрос, является ли он худшим художником в США, а сам поп-арт называли безмозглым и презренным стилем.
Возможно трудно признать живописью механический процесс с примитивным набором цветовой палитры, но тем не менее это направление очень востребовано, Лихтенштейн признан одним из величайших художников поп-арта. По сообщениям в СМИ:
в 1964-м году он стал первым американским художником, работы которого были представлены в галерее «Тэйт» в Лондоне, в 1968 году там прошла ретроспективная выставка его работ;
его персональные выставки с успехом проходили в Европе (например, его первая выставка в Европе состоялась в 1963 в галерее Sonnabend (Париж), а в 1965 году городской музей Амстердама приобрел работу художника As I Opened Fire для своей постоянной экспозиции;
в 1970 году картины Лихтенштейна демонстрировались в американском павильоне на выставке Expo'70 в Осаке (Япония);
в 1987 году Рой Лихтенштейн стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Какое общество, такое и искусство, потребление стало божеством и имеет визуальное воплощение, поп-арт – «популярное (предназначенное для массовой аудитории), одноразовое (легко забывающееся), дешевое, массовое, молодое (адресованное молодежи), шуточное, сексуальное, затейливое, шикарное, бизнес-ориентированное направление современного искусства» (Ричард Хэмильтон).
«Искусство не обязательно должно выглядеть как искусство, чтобы быть искусством» (А. Капроу). В данном случае - красивые яркие картинки, героям которых невозможно сопереживать, и которые хорошо смотрятся на стенке почти любого помещения. Можно смотреть, но не нужно рассматривать)