Часто мы наблюдаем за семьями и их жизнью в соц сетях. Красивые постановочные кадры передают ощущение счастья, радости, благополучия. Каждый пост пропитан идеей - «Мы дружная семья!». Как правило постановочный сценарий не имеет ничего общего с реальной жизнью а, в ряде случаев, является зоной формирования детских неврозов.
История счастливой жизни, в крайнем проявлении, начинает диктовать довольно жесткую семейную идентичность. Семья развивается в рамках определенного образа или истории, которую должны разделять все ее члены, а выход за рамки представления о себе не приветствуется.
Постановочное благополучие начинает влиять на повседневную жизнь, диктовать определенные правила, которым необходимо соответствовать. Это очень хорошо видно на некоторых фото детей публичных личностей, когда ребенка заставляют улыбаться на камеру, но в глазах читается безнадежность, беспомощность и абсолютное бессилие что то изменить.
Семейный миф - знание о том, что допускается, а что нет думать, делать и говорить, чувствовать, принимать или нет. В основном, это понимание смутное и неструктурированное, редко используется, хотя существует абсолютно в каждой семье. Когда семья меняет социальное окружение - переезжает в другой город или страну, или в момент серьезных социальных перемен понимание своей идентичности помогает выживать и успешно адаптироваться в новых условиях. То есть в трудные времена существует идея, которая всех сплачивает и объединяет.
Довольно часто происходит наоборот. Жесткая семейная идентичность мешает подростку развиваться, формировать свою личную индивидуальность. Когда годами транслирующийся образ счастливой семьи сталкивается с так называемым кризисом самоидентификации. Семье нужно меняться, перестраиваться быстрее, предвидеть проблемы, мы же продолжаем заставлять детей улыбаться на постановочных кадрах, не желая замечать, что происходит . Раньше ребенок был удобный, не доставлял проблем. А сейчас все поменялось, но розовые очки счастливой и дружной семьи искажают восприятие реальности. А согласно закону гомеостаза, мы готовы терпеть детские неврозы, лишь бы все оставалось таким, к чему все привыкли. Иллюзии обычно с грохотом рушатся в тот момент, когда подростку необходима срочная госпитализация в связи с клиническими нарушениями питания (анорексия, булимия) или наблюдаются психические нарушения, вызванные интернет или игровой зависимостью, тревожно-депрессивные расстройства. Даже в такие моменты взрослые родственники пытаются отстаивать свой миф. Какой? “Мы же счастливая и дружная семья”. В данных случаях назначается семейная терапия, целью которой является выявить и представить семье миф, который, как скисшее молоко, уже давно пора выкинуть из своего холодильника, и который влияет на психическое состояние подростка.
Кратко развитие событий происходит следующим образом:
Образ благополучия подразумевает единство, сплоченность, счастье, такие эмоции поощряются. А негатив, агрессия, вспышки гнева, любые “отрицательные” чувства подавляются.
В дружной семье всегда все хорошо! К родственникам принято испытывать любовь, нежность, благодарность, а не злиться и обижаться не допустимо. Открытые конфликты, предназначением которых, по сути, является изменение установленных правил, не приветствуются. А уж тем более не принято осуждать или обвинять родителей. Если подросток продолжает бороться, то становится “не таким, как мы”. На подсознательном уровне такой ребенок испытывает огромную вину за ненависть к идеальным родителям, и за то, что он “не такой”. В таких семьях детям мешают строить свою жизнь самостоятельно, часто они просто включены в обслуживание психологических потребностей своих родителей. Вот и происходит, когда у ребенка постоянная тревога, переходящая в депрессию, эмоциональная нестабильность, а его продолжают подталкивать отрабатывать картинку “дружной семьи”.