Назначение шаровой опоры – позволять колесам вращаться и поворачивать при рулении, т.е. совершать перемещения в горизонтальной плоскости. Но при этом не давать им перемещаться по вертикали (по сути обеспечивать колесам постоянное вертикальное положение).
Эту роль до изобретения шаровых выполняли шкворни.
Шкворень хорошо известен еще со времен гужевого транспорта. Чтоб колеса конной коляски могли поворачивать, применялся шкворневой поворотный механизм.⠀
По-простому шкворень – это прочный стержень. Он являлся осью поворота колесных деталей с шарнирным соединением. ⠀
Из гужевого транспорта шкворень перекочевал на первые автомобили. ⠀
В автоиндустрии он использовался вплоть до 1950-х годов. Автомобильный шкворень был похож на болт с игольчатым подшипником на месте головки. Он хоть и обеспечивал некоторую маневренность передних колес, но подвеска все равно оставалась жесткой из-за очень небольшого свободного хода рычагов. Конечно, с жесткостью подвески боролись, применяя комплексы из нескольких шкворней. Но такие конструкции были очень сложны и неремонтируемы. К тому же они часто выходили из строя, потому что смазка расходовалась, а подновить ее было невозможно.⠀
Потихоньку на место шкворневого узла пришел шаровый. Удивительно, но эта простая разработка стала инновационной и потеснила собой предшественника. В современном мире шкворневой механизм остался за тяжелыми грузовиками и внедорожным транспортом.⠀
Шаровая опора – это тоже шарнирное соединение. По сути это «сустав», ведь прототипом конструкции послужила природа – строение суставов рук и ног человека, а также лап животных.⠀
Как выглядит шаровая опора?⠀
Шар из специальной износостойкой стали помещается в металлических корпус. Из корпуса торчит стержень с резьбой – палец. На палец одета защита из резины – пыльник, имеющая в нижней части металлическое кольцо-подпор для плотного прилегания к основанию. Палец соединен с шаром, это одна неразъемная деталь. В корпус вкручена масленка для добавления смазочного материала. Вот и вся конструкция!⠀
Но при этом она дает больше свободы поворотному колесу: появляется ход при сжатии и отбое подвески, а также обеспечивается поворот кулака, на котором закреплена ступица.⠀
Первоначально корпуса шаровых состояли из двух половинок, которые соединялись между собой сваркой. Чтобы опора дольше служила, изначально было предусмотрено ее обслуживание – добавление смазки внутрь корпуса. Но с конца 60-х вместо смазки стали использовать пластиковые вкладыши между корпусом и шаром. Они фиксировали его положение, устраняли зазоры и обеспечивали необходимое перемещение, повороты. ⠀
Потом было еще одно усовершенствование – убрали из конструкции подпорную пластину, а вместо нее ввели пластиковую втулку. ⠀
На современные машины устанавливают уже неразборные шаровые опоры. У них схожая конструкция. Лишь корпус изготовлен из кованой стали, и вместо прежнего пластика для вкладыша используют более прочный – капролон (это материал на основе полиамида-6). ⠀
На смену «старым» пыльникам с фиксацией проволочным кольцом пришли пыльники «интегрированные». Они неотделимы от корпуса шарнира и лучше защищают от попадания пыли. Но в случае повреждения отдельной замене не подлежат. Только вместе с шаровой целиком.
И еще одна особенность современных шаровых опор. ⠀
Производители нередко поставляют шаровую в сборе с рычагом. Это облегчает процесс ремонта. Но, как вы понимаете, к стоимости шарнира добавляется стоимость рычага.
Однако, несмотря на прогресс, старые конструкции с пружинным подпором и «масленкой» все еще в ходу. Такая ситуация – своего рода уступка потребителям, которые отдают предпочтение «старым и проверенным» узлам.⠀
Ведь среди страстных автолюбителей до сих пор идут споры, что лучше – шкворневая подвеска или шаровая. Вот даже так!⠀
Одни считают, что шкворневая подвеска лучше отрабатывает неровности дороги. Мол, в городе разница почти не чувствуется. А вот на сельских дорогах машина на шкворнях спокойно проходит разбитые участки, и ее только несильно потряхивает. Зато на шаровой подвеске надо сразу скорость сбрасывать. ⠀
Другие не чувствуют разницы между ними в плане управляемости и ощущений при езде. Для них плюсы шаровой – гораздо более простой и дешевый ремонт и обслуживание.⠀
В любом случае, сколько водителей – столько будет и мнений.⠀
#шаровая опора #mobiland #запчасти для иномарок #mobiland.auto