Урбанизация неоднородна. Индустриализация ведет к созданию городов-производителей. Доминирование сырьевого экспорта стимулирует рост городов-потребителей. Разное «происхождение» городов – современных драйверов экономики – по-разному влияет на развитие стран в целом.
С середины XX в. мир стремительно урбанизируется – по данным ООН, с 1960 по 2020 г. доля населения мира, проживающего в городах, выросла с трети до более половины (56,2%), а в абсолютном значении – с 1 млрд до 4,4 млрд человек.
Во многом этот рост произошел за счет урбанизации развивающихся стран, где доля городских жителей за этот период более чем удвоилась, с одной четверти до 54%, а к 2050 г. и в самых бедных странах доля горожан превысит половину (сейчас – треть).
К середине века, по расчетам ООН, в среднем примерно двое из каждых трех человек в мире будут жить в городах (68%). В развитых странах доля горожан уже сейчас намного превышает этот уровень (82%).
Урбанизация и экономическое развитие тесно связаны: более высокий уровень урбанизации стран коррелирует с более высоким доходом на душу населения. Эта связь основывается на двух составляющих: на высвобождении рабочей силы из менее продуктивного сельского хозяйства и ее перетоке в более продуктивные обрабатывающие сектора и сферу услуг (при развитии в сельском хозяйстве трудосберегающих технологий) и на эффекте агломерации, или масштаба.
Экономическую роль городов можно сравнить с игрой Scrabble – чем больше букв доступно игроку, тем больше у него комбинаций для создания слов, приводил аналогию Брэд Каннингем, профессор Джорджтаунского университета: точно так же города обеспечивают большее разнообразие видов экономической деятельности и условий для дальнейших инноваций.
Однако, хотя между урбанизацией и развитием существует прямая связь, она не причинно-следственная. То есть сама по себе урбанизация не ведет ни к развитию, ни к процветанию. Разница между урбанизацией – драйвером роста и урбанизацией, не ведущей к росту, может заключаться в структуре городской занятости: на основе этой структуры города можно разделить на «города-производители» и «города-потребители», пишут в новом исследовании Реми Джедваб, Федерико Хэслоп (оба – Университет Джорджа Вашингтона) и Елена Янчовичина (Всемирный банк).
Структура занятости может кардинально различаться даже между городами с сопоставимой численностью населения, расположенными в странах с сопоставимым уровнем дохода. Для своей классификации авторы использовали данные по 65 странам и 7000 городским агломерациям, в которых сосредоточены три четверти мирового городского населения.