Найти тему
Upitko.ru: Быстро о кино

💫 Малоизвестный фантастический фильм о переносе сознания в чужое тело и сопутствующих проблемах. Чем он хорош?

Оглавление

Оказывается, вовсе не Джордан Пил в своем сатирическом триллере «Прочь» впервые затронул в кинематографе тему переноса сознания престарелых белых богачей в представителей темнокожей расы. В 2010 году в Германии была снята фантастическая кинолента, которая в русском варианте перевода почему-то получила название «Обмен», хотя правильнее было бы использовать слово «Перенос» (ибо «Transfer»). Во многом этот фильм получился даже более многогранным, чем картина Пила, однако по разным причинам большой известностью он не обзавелся. Давайте поговорим о ленте подробнее.

Промо к фильму Transfer. Режиссер: Damir Lukacevic. Оператор: Франсиско Домингес. Производство: arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film
Промо к фильму Transfer. Режиссер: Damir Lukacevic. Оператор: Франсиско Домингес. Производство: arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film

О чем фильм?

Герман и Анна, богатые пожилые жители Германии, всю жизнь прожили вместе. Старики безумно любят друг друга, а поэтому мечтают умереть в один день. Но зачем покидать этот мир, если современные технологии обещают настоящие чудеса? Когда врачи сообщают, что Анне осталось жить около трех месяцев из-за неизлечимой болезни, корпорация «Мензана» предлагает супружеской паре уникальную услугу — переселение сознания в чужие тела, молодые и здоровые. Аполэйн и Сара — жители Африки, чьи семьи живут в нищите, — соглашаются продать себя богатым немцам за огромные деньги. Условия такие — почти весь день телами темнокожих будут управлять Герман и Анна, и только четыре часа в сутки законные хозяева смогут побыть собой.

Чего в фильме такого интересного?

«Обмен» трудно назвать метафоричным фильмом, так как завязка, присутствующая в нем, имеет слишком очевидную отсылку к рабству и прямым текстом указывает на социальную несправедливость в мире. А поэтому никаких секретов о том, каким же темам посвящена кинолента, здесь нет. Вместо этого ее создатели пытаются развивать сюжет интересными, хоть и предсказуемыми ходами и отдаляться от точки отсчета шагов рассказываемой истории на значительные расстояния.

Кадр из фильма Transfer (arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film)
Кадр из фильма Transfer (arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film)

Показав в самом начале кинокартины то, что вы прочитали в аннотации, создатели, развивая свой рассказ, добавляют в него сразу несколько разнообразных и любопытных событий, которые действительно могли бы произойти с персонажами в сложившихся условиях. Список выглядит логичным и, как мне кажется, зрительский интерес удовлетворяет.

Нам показывают, как главные герои оценивают самих себя в новом обличье, как их принимают старые друзья, что муж с женой думают о своих «донорах», как меняется их оценка всего происходящего, чем отличается жизнь сытых бюргеров от жизни бедняков из Африки, как персонажи расценивают бессмертие и считают ли его благом, к чему может привести могущество и безнаказанность корпораций, и еще парочку событий, которые я не стану раскрывать, чтобы не спойлерить.

Вопросы, которые задает фильм, интересные и заставляющие задуматься, однако... скажем прямо, они оказались для этого телевизионного проекта и его создателей неподъемной ношей.

Какие у фильма минусы?

Примерно с середины «Обмен» начинает метаться и разваливаться. Темы и высказывания на каждую из них перемешиваются и из-за этого теряют в яркости. Развития событий, которые, по замыслу, должны держать нас в напряжении, не работают должным образом и выглядят слишком невнятными, что, впрочем, является распространенной проблемой для ТВ-фильмов и их неопытных режиссеров.

Кадр из фильма Transfer (arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film)
Кадр из фильма Transfer (arte, Das Kleine Fernsehspiel (ZDF), Schiwago Film)

Тогда же лента становится скучной, предсказуемой и уже не очень целеустремленной, из-за чего готовность ее досматривать резко уменьшается. Спасает лишь желание, узнать, чем же закончатся для Сары и Аполэйна их грустные приключения.

Ухудшает ситуацию и техническая сторона, а именно неумелый монтаж и «дешевые» приемы рассказа истории, например, ненужные аудиофлешбэки, напоминающие зрителю о том, что было в ленте 20 минут назад.

Что в итоге?

«Обмен» — социальная фантастика, интересная в первую очередь темами, которые затрагивает. То, что этот фильм заставляет размышлять, — его главный плюс, ради которого с ним стоит ознакомиться. Идеи, заложенные в киноленту, снятую 12 лет назад, любопытны и сейчас, однако их реализация оказывается невразумительной даже для 2010 года. Поделка для телевидения, чего вы хотите. Тем не менее, я рад, что посмотрел «Обмен», и не считаю 90 минут фильма потраченными впустую. И на том спасибо.

-4

Если вам не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью платформа устроена так, что нам, авторам, ваши лайки очень помогают.

На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят каждый день.

Еще я: ВКонтакте | Телеграм