В сентябре 1942 года в Астрахани была создана спецшкола, в которой в течение сентября 1942 года и января 1943-го было подготовлено, вооружено более 250 человек и направлено на оккупированную территорию Калмыкии...
☆ ☆ ☆
О смелой работе партизан-минеров Эрдни Улюмджиева и Анги Сангаджиева, о боевой и веселой радистке Вере Серовой рассказал мне при встрече бывший командир отряда, ныне персональный пенсионер Андрей Романович Потлов. Это их, партизан, дело — взорвавшиеся в нескольких километрах от Яшкуля два средних танка, броневик и три автомашины.
Это он, Потлов, вместе со своими подрывниками должен был взорвать Капитанский мост. Но немцы так стремительно отступали, что, по-хозяйски оценив обстановку, Потлов исхлопотал по радио отмену приказа.
Правда, это могло стоить жизни командиру отряда. Вначале в глубоком тылу расценили его донесение, как преднамеренное невыполнение приказа. Радиодепеша требовала недвусмысленно: взорвать мост этой ночью, иначе — трибунал. Но Потлов не только умел воевать, он умел и дорожить народным добром. Следующая радиограмма гласила: «На ваше усмотрение». Мост и поныне служит. Его не пришлось восстанавливать.
Стала известной и такая бесподобная по своей хитрости и смелости операция. На Черных землях уже после изгнания из Калмыкии фашистских захватчиков приземлился фашистский самолет с диверсантами под предводительством фашистского капитана. Но, как говорят, под ногами чужеземцев земля горит! Небольшая группа советских людей, возглавляемая Потловым, захватила самолет, пленила до зубов вооруженных десантников и предъявила ультиматум их командиру:
— Связывайтесь по радио с Берлином, вызывайте второй такой же самолет. В этом случае гарантируем вам жизнь. Иначе — виселица!
...
— Если коммунисты обещают жизнь,
— заявил немец капитан,
— им можно верить!
Связь с Берлином была установлена. Геринг не сразу поверил своему капитану, что создание диверсионных групп развертывается успешно. Однако одна авантюра непременно вызывает другую. Видимо, руководствуясь этой логикой, Геринг послал второй самолет, и наши люди устроили ему достойный прием. Еще одним стервятником стало меньше!
A. P. Потлов в беседе со мной тепло вспоминал боевого друга, командира другого партизанского отряда своего Александра Михайловича Федоренко, рассказывая о взаимодействиях двух отрядов. А на днях я получил от Федоренко фотокарточку и письмо, уточняющее обстановку боя. Он рассказывает о том, как маленькая горстка людей противостояла полусотне всадников и двум взводам пехоты, рассказывает о смелых действиях девушек-партизанок.
Радисту отряда было дано указание связаться с начальником Астраханской партизанской школы Добросердовым с тем, чтобы передать ему оперативное донесение. Вдруг в наушниках залаял чужой голос. Отрывок фразы «будет говорить фюрер» (сейчас уже трудно установить, фюрер радиовещал или кто другой) насторожил. И вот что услышали наши партизаны: «Говорит Берлин. Сегодня ночью группа красных бандитов совершила нападение на город Садовое и нанесла урон отдыхающему там нашему гарнизону. Бандиты скрылись. Поиски безрезультатны».
Партизаны невольно зааплодировали: наши действуют, молодцы! Позже стало известно, что из Берлина передавали о действиях партизанского отряда, где сражался друг Федоренко — Гаря Молоканов.
П. СУХОРУКОВ (1963)