Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Паломникам по Екатеринбургу: исторические места

Продолжение #паломничествосовкусом, начало "Паломникам по Екатеринбургу: храмы города"

Сысертские мастера

Уральский регион издавна славился своим гончарным ремеслом, его мастера работали на местных белой и цветной глинах, отдавая предпочтение функциональной посуде: горшкам, крынкам, кубышкам, кувшинам. До революции здесь работала семейная гончарная мастерская, основанная братьями Харитоновыми. В первые годы советской власти частное предприятие было преобразовано в артель, а с 1960 года артель переросла в Сысертский завод керамических изделий. В течение следующих четырех лет предприятие осваивало высококачественный тонкостенный фарфор – первый сервиз «Колокольчик» был создан в 1964 году. Постепенно ассортимент завода расширялся, вырос художественный уровень изделий, появился свой особый колорит. Настоящей «вишенкой на торте» стала серия посуды, созданная по произведениям уральского писателя Павла Бажова.

Но по-настоящему завод удивил почитателей своими неповторимыми фаянсовыми иконостасами. Именно такой иконостас при тесном сотрудничестве со специалистами Русской Православной Церкви был разработан архитектурной мастерской «Терем» для Храма-на-Крови, о чем мы упоминали в предыдущей главе. Все элементы иконостаса были изготовлены на Сысертском фарфоровом заводе и выполнены исключительно под этот заказ по специальной технологии.

-2

А первый подобный заказ поступил в 1998 году от Николаевского мужского монастыря: для расположенного на территории обители Крестовоздвиженского собора необходимо было создать утраченный в советский период иконостас по типу изготовленного в 1913 году «Товариществом Кузнецова». Поражают своей красотой иконостасы, установленные и в Задонском мужском монастыре, сияет сысертским фаянсом и рака святителя Тихона Задонского.

С 2006 года Екатеринбургская епархия стала равноправным партнером ЗАО «Сысертский фарфор», ей принадлежат 50 процентов акций.

Тем, кто приезжает в уральскую столицу, рекомендуем побывать в магазине этого предприятия, что находится в самом центре, на проспекте Ленина. Там можно своими глазами увидеть работы сысертских мастеров – тончайшей работы фарфоровые сервизы, статуэтки, подарочные тарелки, другие изделия. И, может быть, удастся что-то выбрать на память – хотя бы изящную чайную или кофейную пару. Надо сказать, цены на фарфоровые изделия здесь вполне приемлемые.

Памяти Татищева и де Геннина

Совсем недавно, 9 июня 2022 года, мы отметили 350-летний юбилей великого русского самодержца императора Петра I. Знаменательная дата позволила еще раз по-новому взглянуть на эту незаурядную личность. Ведь благодаря его уму, его масштабному видению богатство России прирастало Уралом и Сибирью. Именно благодаря его гению стал бурно развиваться и этот горный град, названный в честь святой Екатерины. Петр I не только сам умел видеть на многие годы, а то и столетия вперед, но имел большой талант окружать себя неординарными умными предприимчивыми людьми, подвигами которых и поныне гордится Екатеринбург. Особого внимания заслуживают в этом почетном ряду Василий Татищев и Вильгельм де Геннин. Вряд ли где еще можно узнать об этих удивительных людях столько, сколько рассказывают о них местные историки и краеведы каждому гостю столицы Урала. Даже если человек приехал сюда с чисто паломническими целями, к примеру, посетить, знаменитый ныне на весь мир Храм-на-Крови.

-3

С появлением первого железоделательного завода, который возводился в XVIII столетии, горное дело здесь развивалось очень бурно, а профессия горняка стала пожизненным ремеслом большей части мужского населения Екатеринбурга. Как тогда, так и сейчас.

Начинался город с крепости-завода, построенного стараниями выдающегося человека своего времени Василия Никитича Татищева. Именно его считают одним из основателей уральской столицы. Памятник ему и еще одному гражданину – его современнику Вильгельму де Геннину – сегодня красуется на самом видном месте в центре города, перед высокой лестницей, ведущей «в завод». До 70-х годов прошлого века здесь находился один из входов на заводскую территорию. В 1972 году была завершена реконструкция, и сквер предстал в таком виде, в каком мы видим его сейчас. Прежде всего, это огромный пруд, две набережные, с одной и с другой стороны, проезжая и пешеходная части являются поверхностью плотины, по которой ездят автомобили и ходят люди. Плотина сделана из лиственницы, которая по крепости своей зовется еще «железным» деревом, а кроме того, она не поддается гниению, поэтому и стоит намертво вот уже четвертый век. Камень сверху – лишь облицовка этого старинного инженерного сооружения.

Каждый, кто приходит сюда, видит переплетенные цепи, символизирующие кандалы, потому что здесь, как, впрочем, и на любом уральском заводе того времени, работали люди подневольные – служивые Тобольского гарнизона и приписные крепостные крестьяне. Сохранились даже стены одного из цехов, где в полу остались кольца, к которым приковывали рабочих, очевидно, для того, чтобы не сбежали. Хотя куда им было бежать – горы да тайга на тысячи верст кругом…

Надо сказать, что вся начальная история Екатеринбурга связана с личностью Василия Никитича Татищева – без него здесь просто ничего бы не было. В 1821 году разведка, которую он организовал, показала, что здесь, по берегам реки Исети, есть богатые залежи меди. Однако царь Петр Алексеевич не отреагировал на это известие – ему в тот момент позарез нужно было железо, чтобы укреплять победившую в Северной войне армию. Невероятных усилий стоило Татищеву убедить государя в том, что железа здесь будет предостаточно, ведь где медь, там обязательно есть и железо. И после долгих тяжелых переговоров, ради которых Василий Никитич неоднократно ездил в Санкт-Петербург, царь находит деньги и издает указ о начале строительства завода на Урале. И в который раз удивляет его поразительная мудрость в принятии глобального, поистине исторического решения.

Таким образом, уже в конце декабря 1722 года на Урал прибыли первые строители, то были не приписные крепостные, как было принято на знаменитых демидовских заводах, а солдаты Тобольского гарнизона. Это они смогли без особых механизмов, вручную, перекрыть Исеть, деревянными лопатами вырыв огромный пруд, который до сих пор ни разу не расширялся, оставаясь в своем первозданном виде. Современные исследователи провели такой эксперимент: если копать обычной деревянной лопатой по восемь часов с небольшими перерывами на отдых, то надо примерно две лопаты в день менять. Не так давно, меняя облицовку плотины, всех весьма удивили, как рассказывают очевидцы, обнаруженные гигантские деревья, стволы которых могли обнять примерно пять-шесть взявшихся за руки мужчин. Сейчас, говорят, таких деревьев на Урале уже не осталось, даже на севере.

-4

Как известно, рекруты служили по 25 лет, и именно из тобольских служивых людей был найден плотинных дел мастер Иван Зотов, сумевший соорудить эту уникальную запруду, перегородившую норовистую Исеть.

Другой талантливый самоучка (опять-таки рекрут Тобольского гарнизона) Иван Ползунов придумал механическую подачу воды на кричные молоты. А его пятнадцатилетний сын, тоже по имени Иван, разработал реальный проект. Этот водяной двигатель Ивана Ползунова-младшего был создан на Екатеринбургском заводе на 80 лет раньше, чем запатентованный в Великобритании первый водяной двигатель. Но, увы, мы-то тогда никаких патентов не оформляли. Память этого талантливого изобретателя увековечена нашими современниками: его именем назван находящийся напротив бывшего завода горнопромышленный колледж. Ныне это самое старое здание регионального центра.

-5

Надо вспомнить еще одного основателя Екатеринбурга – Вильгельма де Геннина, ведь не случайно на памятнике, установленном благодарными потомками в самом сердце Екатеринбурга, он стоит вместе с Василием Татищевым. Итак, полное имя этого друга и соратника Петра Великого – Георг Вильгельм де Геннин или Вилим Иванович де Геннин. В 1697 году генерал Лефорт пригласил его для участия в Северной войне в качестве артиллериста и инженера-фортификатора. Пройдя путь от поручика до генерал-лейтенанта (звание это он получил 1727 году), де Геннин внес большой вклад в создание и развитие Екатерининского завода. Как специалист в области горного дела и металлургического производства он вместе с Татищевым стоял у истоков этого градообразующего предприятия, с самого его пуска 18 декабря (по новому стилю) 1723 года. Прожив в Екатеринбурге двенадцать лет, де Геннин вернулся в Санкт-Петербург, где оставался до своей кончины в 1750 году. После этого человека остались его книги с описанием построенных заводов на Урале и в Сибири, посвященные техническому обеспечению и организации горного производства.

-6

Паломничество с культурным компонентом

Наверное, созданный некогда образ паломника исключительно как богомольца сегодня не соответствует действительности. Ведь помимо посещения святых мест и молитвы современному человеку еще много чего интересно узнать, чтобы возвратиться из дальних странствий не только с целым багажом сувениров, но и незабываемыми впечатлениями. Трудно переоценить, например, те эмоции, которые передаются через инсталляции «Ельцин-центра», особенно если представленная эпоха была и твоей тоже. Или же полученные от посещения литературных музеев новые знания об известных писателях и сопутствующие им новые прочтения с детства знакомых произведений… Или – увиденную поразительную трактовку «Двенадцати стульев», поставленную культовым режиссером из Екатеринбурга Николаем Колядой в его частном одноименном театре…

-7

Возвращаясь из Екатеринбурга, я как православная христианка и автор этих заметок очень горда тем, что у нас есть такое удивительное место. Для себя лично я уяснила одно: надо ездить, надо чаще посещать незнакомые места! Паломничая по святым местам нашей необъятной страны, надо обязательно посещать и различные культурные объекты, ведь всякий уважающий себя человек должен знакомиться и с культурными ценностями своей Родины. А они всегда имеют собственный весьма привлекательный региональный оттенок, без которого спектр впечатлений будет неполным.

Скажу, что Екатеринбург сегодня – не просто горная столица России, но крупнейший духовный и культурный центр со своими неповторимыми храмами, театрами, музеями, куда хочется вернуться.

Надежда ЯСИНСКАЯ

Читайте также:

Невьянская икона: россыпь уральских самоцветов старообрядцев-иконописцев