Пожалуй, одна из самых острых дискуссий о Второй мировой связана с темой использования Советским Союзом дизельных двигателей в средних и тяжелых танках, а Третьим Рейхом бензиновых движков даже для сверхтяжелых машин. И чаще всего звучит мнение “А у немцев тогда танки чаще горели, ибо бензин сам по себе горит лучше, чем наше дизельное топливо”, но насколько вообще такое мнение соответствует действительности?
На самом деле, дело не только в топливе которые использует двигатель, но и во многих других факторах, влияющих на воспламеняемость машины. Прежде всего стоит указать на тот факт, что у наших танков топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, например, мех-вод Т-34 сидел буквально плечом упираясь в бак с дизельным топливом. Поэтому наши предки попадали в двойственную ситуацию: с одной стороны, старались использовать топливо прежде всего из передних баков, однако тогда это приводило к взрыву паров дизеля. Немцы же устанавливали свои топливные баки в моторном отсеке, кроме всего отсекали моторное отделение противопожарной перегородкой. Да и использовали бензин во многом потому, что почти весь дизель сжирал их военно-морской флот, кроме того экономика была ориентирована на производство бензина.
В Советском Союзе ситуация с бензином была похуже, поэтому новейшие средние и тяжелые танки старались ставить на “дизельные рельсы”, а небольшие легкие танки так и будут использовать бензиновые движки до конца их применения осенью 1943 года. С другой стороны, удивительно и то, что бензиновый двигатель М-17Т стоил 17 тысяч рублей, то легендарный дизельный В-2 все 100 тысяч рублей, но в перспективе он оказывался значительно более экономичным, что позволяло потратиться лишь один раз. Впрочем, дизельные движки нам также пришлось долго дорабатывать, ибо даже в 1943 году общий ресурс работы движка был от 40 до 70 часов, тогда как немецкие движки от фирмы “Майбах” работали от 300 до 400 часов, да и наши ГАЗ-203 (танк Т-70) отрабатывали те же 300 часов.
Так что говорить о целесообразности дизельного выбора советских конструкторов можно достаточно аккуратно, ибо движки были как дорогими, так и ненадежными, но зато это позволяло экономить дорогой на тот момент в производстве бензин. На историческую перспективу мы оказались правы: все страны в последующем для своих танков выбрали именно дизельные движки.