Найти в Дзене
Казуальное Чтиво

А. Кристи "Десять негритят" - Все ли были достойны казни?

Кто из нас не читал «Десять негритят»? Ну, если кто-то и не читал, то уж точно смотрел фильм или хотя бы слышал об этом произведении. У меня в ним связаны очень тёплые воспоминания. Когда-то в детстве я была под таким впечатлением после просмотра нашей экранизации 1987 года, что сама написала похожую историю. Конечно, это был чистой воды плагиат, разве что жертв в моей писанине было 6, а не 10, и проступки они совершили другие. Единственное, что я умудрилась добавить от себя, это невинную жертву. Довольно неплохо для пятиклассницы. Это мне так мама сказала)))

Кадр из фильма "Десять негритят" 1987 г.
Кадр из фильма "Десять негритят" 1987 г.

Агата Кристи послужила примером для многих авторов детективов и отсылки к её произведениям часто можно заметить в современных произведениях. Для меня она была ещё и автором первого прочитанного мною «взрослого» детектива. Я тут недавно нашла его на даче, поэтому как-нибудь поделюсь.

«Десять негритят» я знала только по экранизации, которую теперь, после прочтения книги, считаю просто шикарной! Редкий случай, когда разочарование в экранизации после знакомства с оригиналом не исчезло, как это было с «Дневник Бриджит Джонс» или «Унесённые ветром».

Современные детективы грешат отсутствием поворотных поворотов, которых никто не ожидал, но благодаря им все события становятся по своим местам. К сожалению, сейчас авторы детективов умеют в основном только водить читателя между персонажами, предлагая угадать, кто из них убийца. В то время как А. Кристи в «Десять негритят» скорее предлагает разобраться, какого чёрта здесь вообще происходит. Очень мощная интрига, любопытная неожиданная развязка и чувство напряжения на протяжении всей книги – вот слагаемые успеха этой книги.

-3

Помимо мощной детективной составляющей здесь также присутствует и моральная дилемма. Все ли жертвы были виновны в своих преступлениях? С самого начала, когда запутанный клубок бэкграунда героев только начинает распутываться, невольно возникает вопрос, можно ли проступки некоторых из них считать преступлениями, достойными смертной казни? Лично для меня пара ситуаций так и осталась спорной. Хотя не исключаю, что во времена Агаты Кристи, всё было ясно как день. Но сейчас со сменой приоритетов и общественной морали эти «преступления» можно поставить под сомнения.

Людмила Максакова в образе Эмили Брент
Людмила Максакова в образе Эмили Брент

Например, Эмили Брент, выдворившая свою служанку за, как она утверждает, распутство. В наше время работодатель не несёт ответственности за моральный облик и личную жизнь своего работника. Если только это не очень ответственный и участливый работодатель, который добровольно взваливает на себя эту ношу. Но таких сейчас мало. Если служанка (она же содержанка, как я понимаю) не оправдала надежд своей хозяйки (и благодетельницы), то в наше время на это лишь пожмут плечами и скажут: "Сама виновата".

В наше время это больше вопрос морали, чем уголовное преступление. Взяв девушку в услужение, бездетная мисс Брент тем самым компенсировала свою потребность заботиться о ком-то, воспитать кого-то по своему образу и подобию. Поэтому её разочарование вполне естественно, а приверженность библейским канонам просто обязывала её наказать несчастную.

Имела ли она право выгнать девушку из своего дома? В наше время – вполне! Делает ли её преступницей тот факт, что девушка при этом осталась совершенно одна беременная, без средств к существованию и посчитала единственным выходом самоубийство? А вот это уже хороший вопрос. Хотя вот сейчас мне подумалось, что в нашем уголовном кодексе есть похожие статьи. Доведение до самоубийства, оставление в опасности... Я не юрист, но, думаю, если постараться, можно привязать их к этой ситуации.

Кадр из экранизации 1987 года
Кадр из экранизации 1987 года

Была ли виновна Этель Роджерс в смерти их с мужем хозяйки? Или же она стала жертвой преступных намерений мужа? Тут ситуация настолько сложная, что без дополнительных сведений невозможно определить степень вины каждого из супругов. Возможно, кто-то из них вообще не принимал участия в преступлении. Нам не дано точно понять, связан ли обморок Этель после оглашения преступлений с тем, что ей придётся принять смерть за преступление, которого она не совершала, или же с тем, что расплата за, казалось бы, идеальное убийство, всё-таки её настигла?Причём, теми же вопросами можно задаться и в отношении её мужа.

Владимир Зельдин в образе судьи Уоргрейва
Владимир Зельдин в образе судьи Уоргрейва

Вина же остальных героев вполне очевидна. При этом их преступления и впрямь были бы идеальны, если бы не свидетели, которые и раскрыли их карты.

Что касается смерти судьи Уоргрейва, то здесь я вижу самосуд в лучшем (если можно так выразиться) его проявлении. Он до самого конца оставался служителем закона, несмотря на своих откровенно маньячно-садистские наклонности. Полностью отдавая себе отчёт в своих действиях, он завершил свои злодеяния именно так, как они должны были завершиться по закону. Единственное, чего ему не хватило, это смелости столкнуться с правосудием лицом к лицу и переместиться из кресла судьи на скамейку подсудимого. Поэтому он предпочёл до самого конца остаться судьёй и вынести приговор самому себе по всей строгости.

Кадр из экранизации 1974 года
Кадр из экранизации 1974 года

Итак, три причины прочитать «Десять негритят»:

  1. Отличный лёгкий для чтения слог, при этом создающий атмосферу произведения.
  2. Очень мощная интрига и детективная составляющая.
  3. Поднятые вопросы этики и морали. Что называется, узнай себя или поставь себя на место героев.