Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 533. Яуза. Николоямская и Костомаровская набережные

23 декабря 2019 года/

Прогулка вдоль Яузы продолжается по Костомаровской, Николоямской и Полуярославской набережным. В окрестных кварталах можно увидеть старинные храмы, купеческие особняки XIX века, дворец культуры Метростроя.

-2

Николоямская улица, 57-59 - храм преподобного Сергия Радонежского

Паломники, направлявшиеся в Свято-Андроников монастырь, могли посетить и храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, построенный на Николоямской улице в 1818 году. В основе здания лежат строения XVIII века, а трёхъярусная колокольня была возведена в 1864 году. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, сохранившаяся от прежнего храма, сильно пострадавшего во время наполеоновской оккупации. Прихожане собрали средства на строительство нового здания, которое велось долго в несколько этапов при участии крупных мастеров, архитекторов Фёдора Шестакова и Ивана Барютина.

Церковь преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской. 1882 год:

1882 Церковь преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской

По богатству внутреннего убранства и подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Увы, закрытие храма в 1938 году сопровождалось варварским сожжением на костре церковных книг и икон. Прихожане успели спасти лишь немногие шедевры древнерусской иконописи, а серебро и другие ценности были изъяты властями ещё раньше, вскоре после Октябрьской революции.

Здание стало использоваться под скульптурные мастерские и склад, здесь создавались произведения советского монументального искусства, например, памятник Юрию Гагарину, установленный на Ленинском проспекте. Промышленная эксплуатация нанесла строению большой ущерб - появились трещины, стены покрывал толстый слой копоти. Реставрационные работы начались в 1985 году после его передачи Музею древнерусской культуры и искусства, а вскоре храм был освящён и возвращён верующим.

-3

Николоямская улица, 57с1 - дом причта храма святого преподобного Сергия Радонежского

-4

Николоямская улица, 60 - храм святителя Алексия, митрополита Московского

Церковь Алексия Митрополита. 1881 год:

1881 Церковь Алексия Митрополита

На противоположной стороне Николоямской улицы расположен прекрасный образец московского елизаветинского барокко - храм святителя Алексия. По преданию, храм построен на том месте, где когда-то стояла палатка митрополита, откуда он наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря. Сначала здесь построили деревянную церковь, а в в 1748-1751 годах возведено каменное здание по проекту Дмитрия Ухтомского.

Храм повторил судьбу большинства московских церквей, был разорён в первые годы советской власти и реконструирован под производственные задачи. С 1966 года здание принадлежало заводу по обработке специальных сплавов, затем — ремонтно-строительному управлению, а в наши дни передано в ведение Русской Православной Церкви.

Николо-Ямская улица. 1912 год:

1912 Николо-Ямская улица

-5

По Николоямской улице выстроились в ряд купеческие особняки послепожарной Москвы.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Раритетная крышка люка с плохо читаемой надписью, можно разобрать только слова МОСКВА и ЛЕНИНГРАД.

-14

Николоямская улица, 49с2 - главный дом усадьбы Птицына–Залогиной (1754)

-15
-16
-17

Николоямская улица, 47 - главный дом городской усадьбы Морозовых (конец XVIII века, 1842, 1898)

-18
-19

Николоямская улица, 54 - городская усадьба, в 1818 году приспособленная для размещения Рогожской полицейской части с арестным домом и пожарной каланчой. В 1990-е годы здание было реконструировано и над ним вновь появилась утраченная ранее каланча.

Рогожский полицейский дом. 1913-1914 гг.:

1913—1914 Рогожский полицейский дом

Между Николоямской улицей и Яузой расположился промышленный квартал фабриканта Саввы Морозова, скупившего несколько земельных участков для постройки своей усадьбы и ткацкой фабрики. В 1891 году здесь открылись «Богадельня для призрения бедных престарелых всех сословий обоего пола» и «Приют для малолетних детей», для которых по проекту архитектора Михаила Никифорова было выстроено новое здание, окружённое садом. Заказчиком выступил Давид Морозов, наследник знаменитого промышленника.

-20

Шелапутинский переулок, 3с1 - Морозовская богадельня

В здании богадельни находились палаты для призреваемых, домовая церковь и служебные помещения. Парадный вход в здание располагался со стороны улицы через тамбур. Двери палат выходили в длинный коридор, проходящий по всему первому этажу, в торцах были расположены столовые с буфетными и умывальные комнаты с клозетом. В центре здания располагалась комната Совета богадельни с канцелярией, около главного входа — приёмная врача с ванной и аптекой. В середине второго этажа находилась единоверческая церковь, а справа и слева - палаты мужского и женского отделений, в которых также были предусмотрены умывальные комнаты и столовые.

Морозовская богадельня. 1915 год:

1915 Шелапутинский переулок. Богадельня имени Д.А.Морозова

Родильный дом имени Клары Цеткин. 1979 год:

1979 Родильный дом имени Клары Цеткин

В 1928 году здание бывшей богадельни превратилось в родильный дом, названный именем деятельницы международного коммунистического движения Клары Цеткин. Кстати, ей принадлежит идея проводить день протеста пролетариата против бесправного положения женщин. Первая такая акция прошла в марте 1911 года, спустя год к международному дню женской солидарности присоединилась Россия, а с 1914 года была установлена фиксированная дата проведения - 8 марта.

В родильном доме имени Клары Цеткин появились на свет десятки тысяч маленьких москвичей, пока здание не обветшало и стало непригодным для медицинского учреждения. В девяностые помещения занимали многочисленные арендаторы, не заинтересованные в реставрации. В 1997 году московское правительство приняло решение о восстановлении исторического здания, но видимых перемен так и не произошло.

-21

Шелапутинский переулок, 3с2 - жилой флигель усадьбы Морозова, с 1934 года - поликлиника для беременных.

-22

В Шелапутинском переулке расположены корпуса «Экспериментального оптико-механического завода» (завод «Аэрогеоприбор»), основанного в 1928 году на базе мастерской по ремонту геодезических приборов и находившегося в подчинении Главного управления государственной съёмки и картографии.

-23

Шелапутинский переулок, 1с4 - административное здание (1944). Отсюда к Яузе ведёт Николоямский переулок, некогда завершавшийся мостом через реку.

-24

Николоямская набережная на левом берегу Яузы проложена в 1916 году.

Николоямская, Костомаровская и Полуярославская набережные. 1956-1957 гг.:

1956—1957 Яуза. Николоямская набережная

-25

По другой стороне реки проходит Костомаровская набережная и перейти на неё с левого берега можно по Костомаровскому мосту. Это самый длинный автомобильный мост на Яузе общей длиной 246 метров и шириной 32 метра. Он построен в 1941 году по проекту инженера Ю.Вернера и архитектора И.Ткаченко на месте старого арочного однопролётного моста.

Костомаровский мост. 1935 год:

1935 Костомаровский мост

-26

Московский радиоаппаратостроительный техникум. 1947-1950 гг.:

1947—1950 От Хохловки до Курского. 49.2. Московский радиоаппаратостроительный техникум на нынешней Костомаровской набережной

Здание построено для ремесленного училища № 17 Трудовых резервов, с 1952 года Московский радиовакуумный техникум, с 1963 - Московский радиоаппаратостроительный техникум, сейчас - Московский государственный колледж информационных технологий.

-27

Снегоплавильный пункт на Костомаровской набережной

-28

Вид на Костомаровский мост со стен Спасо-Андроникова монастыря. 1923-1928 гг.:

1923—1928 Вид на Костомаровский мост от Спасо-Андроникова монастыря. (вариант №2)

Нынешний пустырь снегоплавильного пункта не всегда являлся таковым - на этом месте работали небольшие промышленные предприятия.

А по соседству с заводиками стоял большой дом-«коробочка», попавший в киноленту Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Двор в Костомаровском переулке. 1966 год:

1966 Двор в Костомаровском переулке в фильме "Три тополя на Плющихе"

Кадр из кинофильма «Три тополя на Плющихе».

Передача рабочим жилого дома имени В.И.Ленина. 1923 год:

1923 Передача рабочим жилого дома имени В.И.Ленина

На момент съёмки кинофильма здание слегка обветшало, но в 1923 году оно выглядело очень нарядно, на пилонах по обе стороны входной арки стояли скульптуры пролетария и крестьянки. На митинге в торжественной обстановке жилой дом был передан рабочим завода «Серп и молот» - это был один из первых домов, построенных для трудящихся при советской власти. Впрочем, это здание не с нуля строилось, а под жильё был реконструирован склад металлургического завода Гужона. Считается, что здесь ещё до революции бывал Владимир Ленин, поэтому дому присвоили его имя.

-29

Костомаровский переулок, вид с одноимённого моста в сторону Курского вокзала.

Костомаровская набережная, Костомаровский мост и Костомаровский переулок названы в XIX веке в честь местной землевладелицы, безвозмездно передавшей городу участок земли под прокладку дороги, но с условием, что её имя будет увековечено в названии нового переулка.

-30

Переулок со временем превратился в широкую магистраль со складами и ангарами промышленной зоны, но здесь есть настоящая достопримечательность - Дворец культуры Метростроя (1937, Костомаровский переулок, 3с1). Конструктивистский проект был переосмыслен и превратился в нарядное ар-деко, но с сохранением первоначальной разновысокой планировки объёмов здания. Как вспоминают старожилы, внутри Дворец культуры напоминал улей: и школьники, и взрослые занимались в многочисленных кружках, а по вечерам в зрительном зале проходили киносеансы, давали концерты, играли спектакли. После войны внутреннее пространство было украшено в духе сталинского ампира росписью, лепниной и люстрами. Увы, Дворец культуры Метростроя давно закрылся, а в 2014 году новый владелец уничтожил исторические интерьеры.

Дворец культуры Метростроя. 1950-1955 гг.:

1950—1955 Дворец Культуры Метростроя

-31
-32
-33
-34
-35
-36

Костомаровский переулок. 1966 год:

1966 3-й Сыромятнический переулок

-37

Костомаровский переулок, 3с12 - Опытно-техническая швейная фабрика имени Клары Цеткин (1970), пример промышленной архитектуры брежневской эпохи, ничего лишнего, «экономика должна быть экономной». С 1908 года здесь располагалась фабрика Товарищества «Мандль и Райц», но с началом Первой Мировой войны подданные Германии попали в опалу и предприятие стало Русским акционерным обществом «Марс». Фабрика имени Клары Цеткин занимала большую территорию вдоль железной дороги.

-38

Костомаровский переулок. Возведение жилого комплекса на месте индустриальных строений.

-39

Наставнический переулок, 3 - элитный жилой комплекс Royal House on Yauza (2016), Королевский дом на Яузе.

-40

Большой Полуярославский переулок, 7с1 - типовое школьное здание

-41

Малый Полуярославский переулок, 3с1 - советское административное здание, примечательное длинной и широкой парадной лестницей.

-42

Наставнический переулок, 8к1 - жилой дом (1957)

-43

Практически весь квартал был застроен в девяностые годы без какого-либо комплексного планирования и теперь в Полуярославском переулке странные жилые дома соседствуют с офисными новоделами «под старину».

-44
-45
-46

Большой Полуярославский переулок, 18с3 - торговые ряды XIX века с конторскими помещениями, одна из немногих сохранившихся здесь дореволюционных построек.

Полуярославская набережная. 1979 год:

1979 Полуярославская набережная

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Полуярославская набережная. 1956 год:

1956 Полуярославская набережная

(декоративное оформление сквера не сохранилось)

Название следующей набережной Яузы звучит непонятно - Полуярославская. А почему не целая, а только половина? На самом деле набережная названа так в XIX веке, потому что на берегу располагалась суконная фабрика купца И.Полуярославцева.

-47

Гранитный спуск к реке

Вернёмся на Николоямскую набережную. На основанном в начале 1930-х годов стадионе завода «Серп и Молот» на левом берегу Яузы были обустроены два футбольных поля с беговыми дорожками, построены стрелковый тир и спортивный зал. Заводчане заслуженно гордились своей футбольной командой «Металлург», за которую выступали такие мастера, как Григорий Федотов, Борис Аркадьев, Валентин Гранаткин, Константин Бесков, Фёдор Селин. «Металлург» дважды становился чемпионом Москвы, в 1937-1940 годах выступал в высшей лиге Чемпионата СССР и даже завоевал в 1938 году бронзовые награды.

Футбольный матч на стадионе завода «Серп и Молот». 1936 год:

1936 Стадион завода «Серп и Молот»

В первые месяцы Великой Отечественной войны здесь проходили подготовку ополченцы, стадион был перекопан землянками и блиндажами для размещения позиций артиллерийской зенитной батареи. Территория стадиона была скорректирована ещё до войны в связи с благоустройством яузских набережных, а в 1948 году он был ликвидирован с выделением «Металлургу» новой площадки тоже на Яузе, но совсем в другом месте - на пересечении Семёновской набережной и улицы Новая Дорога.

Николоямская набережная. 1973 год:

1973 Николоямская набережная

В наши дни на территории бывшего стадиона и в его окрестностях расположены Высокояузский сквер, несколько жилых домов, арт-пространство «Рукав». Старожилы вспоминают о поставленных здесь высоких мачтах, относящихся к ГСПИ РТВ - Государственному специализированному проектному институту радио и телевидения. Горожане считали, что на них стояли «глушилки», подавляющие радиосигналы западных станций. Во время горбачёвской перестройки или даже раньше вышки демонтировали.

-48
-49

Улица Земляной Вал, 59 - административное здание (1951)

-50

Улица Земляной Вал, 59с2 - офисно-выставочный комплекс, в одном из двух блоков которого находятся ресторан, выставочная галерея и мастерская скульптора Александра Рукавишникова. В Москве установлено немало его работ от памятника Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище до гладиатора возле стадиона «Спартака» в Тушино. В сквере на Яузе можно увидеть фрагмент памятника Михаилу Булгакову, изображающий сцену из романа «Мастер и Маргарита» (в 2003 году памятник планировалось установить на Патриарших прудах, но городские власти не дали согласие), а также композиции «Влюблённые огородницы», «Конина», «Кокон» и голову гладиатора Спартака.

-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57

Арт-пространство «Рукав» - это открытая творческая мастерская Народного художника РФ, скульптора Александра Рукавишникова, задуманная как место сосредоточения одаренных и близких по духу людей, занятых теоретическими и практическими вопросами современного искусства. В интерьере представлены скульптурные работы династии Рукавишниковых.

-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71

Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

-72

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #яуза #костомаровская #николоямская #рукавишников