Найти в Дзене
Будни туриста

Брат Иван. Часть 2

Публикация #216

Начало экскурсии по выставке Брат Иван:

Как начиналась коллекция Ивана Абрамовича Морозова.

Покупки в знаменитой парижской

галерее Поля Дюран-Рюэля стали точкой отсчёта в сложении французской части собрания Ивана Абрамовича, для которого импрессионизм был не преходящим увлечением, а неизменной константой: первой вехой истории нового искусства.

И хотя Морозов - не первый русский коллекционер, обративший внимание на это художественное направление, только у него импрессионизм оказался представлен настолько монументально и основательно.

В первых шагах Морозова-собирателя несомненно сыграли роль дружеские связи с русскими художниками - Сергеем Виноградовым (1869-1938), Валентином Серовым (1865-1911) и Константином Коровиным (1861-1939), у которого И. Морозов брал уроки.

Можно сказать, что выполненные в сдержанных тонах пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, появившиеся в морозовском доме в 1903 году, выглядели скромнее раскрепощенных и эмоциональных картин московских приятелей мецената, а, скажем, столь важную для испрессионизма тему быстрой фиксации состояния природы коллекционер увидел... в этюдах Исаака Левитана.

***Альфред Сислей (1839-1899).

Мороз в Лувесьенне. 1873.

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Счёт галереи Дюран-Рюэля Ивану Абрамовичу Морозову на покупку картины А. Сислей "Мороз в Лувесьенне" 27 июня 1903.

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Счёт на покупку картины А. Сислея *Мороз в Лувесьенне
Счёт на покупку картины А. Сислея *Мороз в Лувесьенне

Постоянное, неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из богатого, но скромного собирателя, прислушивающегося к мнению консультантов, в самостоятельного коллекционера-куратора с ясно определенным подходом.

Так, предводитель импрессионизма Клод Моне в морозовском собрании предстал скорее не непримиримым вожаком, а создателем спокойных монументальных композиций. Ключевыми в коллекции стали работы-манифесты, такие как *Бульвар Капуцинок* Моне или *Портрет актрисы Жанны Самари* Ренуара.

Несомненно, портретный жанр в мягкой интерпретации Огюста Ренуара стал для Морозова наиболее близким в импрессионизма. Недаром так родственны этой эстетике и заказанный самим меценатом собственный портрет, по воспоминаниям, написанный всего за два часа Коровиным.

-3
-4

С этими работами семейство коллекционера входит в галерею образов истории нового искусства, а импрессионизм становится частью домашнего быта: недаром в морозовский личной библиотеке книги о Ренуара получили переплёты такого же облика, что и модные дамские журналы.

***Поль Синьяк (1863-1935).

Гавань в Марселе. 1906-1907.

Государственный Эрмитаж.

-5

Картина была написана в 1907 году, однако внучка художника и исследовательница его творчества Франсуаза Кешен отмечала, что картина могла быть написана и годом ранее. В том же 1907 году картина сразу же была выставлена в Салоне независимых, где за 500 франков её приобрёл московский промышленник и коллекционер И. Морозов.

Детали картины Гавань в Марселе
Детали картины Гавань в Марселе

***Анри Эдмон Кросс (1856-1910).

Вокруг моего дома. 1906.

-7

Поэтическое состояние Кросс передает при помощи хроматического соответствия цветов. Кросс пытается преодолеть ощущение мимолетности впечатления, способного превратить картину в этюд, что было характерно для импрессионизма. Для решения этой задачи художник использует классические композиционные приемы с акцентированием центра, использованием кулис и даже хроматической шкалой с уравновешенными теплыми и холодными тонами, что усиливает контруктивность композиции в целом. «Мои ощущения, — писал Кросс, — как результат свойств моего художественного темперамента, нуждаются в грамматике, риторике и логике». Для последующих открытий европейской живописи неоимпрессионизм сыграл немаловажную роль, предвосхитив в области цвета открытия и эксперименты фовистов и в первую очередь Анри Матисса. Хотя Матисс и сравнивал картины Кросса с вышивками крестом, упрекая художника в «педантизме провинциальных тетушек», в использовании чистого цвета, он во многом опирался на опыт неоимпрессионистов.

***Камиль Писсарро. (1830-1903).

Осеннее утро в Эраньи. 1897.

ГМИИ им. А.С. Пушкина.

-8

Эмиль Золя писал о Писсарро: 

- "Камиль Писсарро — один из трёх или четырёх настоящих художников нашего времени… Я редко встречал художественную технику, которая была бы настолько совершенной".

***Пьер Огюст Ренуар

Ребёнок с кнутиком. 1885.

Государственный Эрмитаж.

-9

Картина является портретом Этьена Гужона-младшего (1880—1945), запечатлённом в пятилетнем возрасте, и написана Ренуаром по заказу его отца сенатора Франции доктора Этьена Гужона в 1885 году.

Тогда Гужон-старший заказал Ренуару четыре портрета своих детей.

Портреты старших его сыновей, Пьера-Жана-Леона и Пьера-Этьена-Анри составляли пару. В настоящее время первый из них находится в музее в Кембридже, второй портрет в частной коллекции.

Портреты младших детей, Этьена и его сестры, также являлись парными. Портрет Мари Гужон известен как «Девочка с обручем» и находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

"Ребенок с кнутиком" долгое время находился в парижском доме Э. Гужона, неизвестно когда и при каких обстоятельствах она оказалась в галерее А. Воллара, где в 1913 году её за 42000 франков приобрёл московский купец и коллекционер И. А. Морозов.

***Эдгар Дега. (1834-1917).

После ванны. Ок. 1895

Государственный Эрмитаж.

-10

У художника несколько картин подобной тематики.

Дега принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882).

В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.

***Клод Моне. (1840-1926).

Берег пруда в Монжероне. 1876.

Государственный Эрмитаж.

-11
В деталях.
В деталях.

***Клод Моне. Уголок сада в Монжероне. 1876. Государственный Эрмитаж.

-13

***Клод Моне. Мост в Ватерлоо. Эффект тумана.

1903. Государственный Эрмитаж.

-14

«Мост Ватерлоо» — серия картин с видом лондонского моста Ватерлоо, входящая в общую группу картин Моне «Виды Лондона». Серия создана в период 1899—1905 годов. Почти все картины написаны с одного ракурса, но на них иногда варьируется широта и высота обзора, а также - эффект солнца, туманное солнце, пасмурное солнце, солнце в тумане и т.д.

***

Продолжение обзора выставки:

#выставка #морозовы #пушкинский

#наша культурная программа