Знаете историю о нью-йоркском метро? Когда-то это было место, полное преступности: там постоянно разбивали лампы, расписывали стены граффити скабрезного содержания, дрались, воровали, подмечали жертв. Все изменилось, когда власти стали следить в метро… за чистотой. Граффити пропадали на следующий же день, вкручивались новые лампы взамен разбитых, устранялись поломки, и людям стало стыдно гадить в подобном месте. Как оказалось, дизайн городской среды меняет поведение людей.
В Екатеринбурге случилось нечто подобное: просто ребята решили, что хватит им нелегально на заборах рисовать, лучше координировать работу с властями и превращать фасады зданий в громадные холсты, которые можно расписывать с размахом. Так возник фестиваль «Стенография» — полностью легальный. Город превратился в музей под открытым небом, а гидом по картинам служит фиолетовая линия, прочерченная на асфальте.
История фиолетовой линии
В Екатеринбурге есть 3 линии: красная — по маршруту местных достопримечательностей; синяя — по духовным местам; фиолетовая — по стрит-арт работам «Стенографии». К каждой из них есть бесплатный текстовый и/или аудиогид, который можно найти в интернете. Линия стрит-арта создавалась при поддержке сервиса «Яндекс. Карты». Там все маршруты прочерчиваются фиолетовым, так что для обозначения «Стенографии» выбрали такой же цвет в качестве реверанса спонсорам.
Наверное, вас смущает, что фиолетовая линия в этом году подозрительно похожа на розовую. Так и есть: из-за санкций добыть краску нужного оттенка стало невозможно, так что линия сменила оттенок, но, как ни странно, сохранила название. Если будете в Екатеринбурге в этом году, знайте: пунктирная розовая линия ведет по маршруту фестиваля.
Третий маршрут «Стенографии»
Фестиваль «Стенография» проходит в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года, его участниками становятся художники со всего мира. Возможно, в сознании некоторых уличное искусство все еще ассоциируется с изображениями мужских органов на заборе, а его творцы — с подростками в рваных джинсах и с баллончиком в руке. Однако все это далеко от реальности. Например, участник первого фестиваля, Павел Шугуров, работает в администрации Владивостока. Его выполненная из бетона работа «Тополь Потап» сохранилась до сих пор:
С этой работы начинался 3 маршрут экскурсии, которую фестиваль «Стенография» проводит совершенно бесплатно. Гуляя по центру города, мы познакомились новыми работами, и теми, которые стали визитной карточкой фестиваля и города.
Рядом со знаковым для Екатеринбурга кинотеатром «Салют», который находится прямо в центре города, находится одна длинная темная подворотня, которая до 2013 года была больше известна как общественный туалет. Посетители баров, недолго думая, ходили справлять нужду именно туда. Но после того как Покрас Лампас в рамках фестиваля разрисовал это место тегами гламурного цвета Tiffany Blue, а город разместил там освещение, ситуация изменилась. Справлять нужду на искусство стало как-то не комильфо, зато делать селфи на фоне стены, выкладывать в социальные сети, заботливо проставляя теги — другое дело.
Арка получилась «половинчатой». Всему виной то, что раскрашивали это все легально, так что пришлось запрашивать разрешение у владельца здания. Точнее, у двоих: оказалось, что часть арки принадлежит одному человеку, а часть — другому. В итоге арка получилась перевернутой: закрасили потолок, стену и пол. Последний, к сожалению, уже стерся.
Еще одна масштабная работа 2013 вышла из-под малярных валиков двух немецких художников — Case и Wow123. Она расположилась как раз-таки в подворотне, куда можно пройти через арку Покраса Лампаса, прямо на обратной стороне кинотеатра «Салют». Идея работы — в связи между людьми, независимо от того, в какой стороне света они живут. Это часть диптиха: бумажный самолетик запускают в Екатеринбурге, а приземляется он на фасаде одного из зданий Магнитогорска. Так он пересекает границу между Европой и Азией, объединяя людей, живущих там.
В этом году в «Стенографии» поучаствовал художник из Сербии Дэян Иванович. Его работа также отличается реалистичностью (вы только посмотрите, как прорисованы лицо и руки) и, как мне кажется, идея арт-объекта — также показать единство людей и культур. Ковер на заднем фоне — символ России (ну у кого в детстве не висел ковер на стене?), а мужчина на изображении — реальный человек, друг отца художника, который часто приходил в гости и рассказывал истории. Чем не картина взаимосвязи двух культур?
В этом году город пополнился и мозаичными работами. Например, «Одуванчик» Анастасии Москвиной — символ стойкости. Как реальный цветок находит силы пробиться сквозь бетон и расцвести, так и мозаичное растение возникло среди каменных джунглей Екатеринбурга. Находится работа рядом с плотиной по адресу ул. Горького, 29.
И это даже не ¼ всех работ города. Попасть на экскурсии «Стенографии» можно до конца июля (то есть, еще только одни выходные). Так что, если окажетесь в это время в Екатеринбурге, запишитесь. Если же нет, то, как будет возможность, просто прогуляйтесь по фиолетовой линии и рассмотрите работы художников: реалистичность картин, их масштаб и осознание, какие материалы были использованы при создании, не оставят равнодушным.