С окончанием июля Екатеринбург попрощался и с фестивалем «Стенография». Однако работы художников остались. Как оказалось, прижиться стрит-арт мог не везде. Видите, например, этого красного человечка на крыше местного ТЮЗа? Это работа Андрея Люблинского, который разместил нечто подобное в городах всего мира: в Нью-Йорке, Стамбуле, Париже… и, некоторое время раньше, — в Перми. В последней идея не прижилась: пермяки несчастных человечков буквально изничтожили. А ведь идея работы — изобразить каждого из нас, добавить ярких красок в серый дизайн города и отобразить современность в пиксельной форме.
После фиаско в Перми арт-объект весом в 300 кг, выполненный из цельного куска дерева, 2 года отлеживался в офисе «Стенографии»: основатели фестиваля боялись повторения истории и не хотели, чтобы работу снова порубили на дрова или подожгли. Однако все сомнения оказались беспочвенными: с 2019 года красный человечек живет и машет рукой всем проходящим мимо. Почему так? Причину видят в том, что в Екатеринбурге стрит-арт пришел «из народа»: обычные ребята становятся волонтерами, ходят в администрацию города договариваться о поверхностях для рисования, помогают художникам делать разметку и даже раскрашивать сами холсты. Да и основатели фестиваля — те же самые люди из народа, которые захотели легализовать вид искусства, которым они занимаются. В общем, никто ничего не навязывал, все человечки появились по велению души.
Стрит-арт уходит в народ
Настолько по велению, что жители домов просят оставить частичку стенографии себе. Например, жители ул. Попова 9 согласовали, чтобы на двух подъездах их домов художники нарисовали двух очаровательных зверьков: енота и бурундука. О «Стенографии» они узнали, потому что на фасадах домов рядом создавались полотна в рамках самого фестиваля. Несмотря на то, что разметка будущей картины проводится ночью, да и вообще подобные работы — долгий процесс, не всегда комфортный для жильцов, люди, наоборот, прониклись, и хотели оставить что-то исключительно для себя. Попросили — и получили.
С 2016 года «Стенография» проводит акцию «Город рисует сам себя». Художник делает на поверхности разметку, а любой желающий привнести вклад в развитие внешнего вида городской среды может прийти в назначенное время и раскрасить картину. Так бетонные заборы превращаются в предметы искусства.
Искусство, понятное городу
У «Стенографии» есть биржа поверхностей: любой житель города может предложить стенку многоэтажки, техническую будку, забор или что-то подобное, чтобы художники превратили ее в арт-объект. Достаточно сфотографировать ее с разных ракурсов и переслать фото с указанием адреса на официальную почту фестиваля. А дальше для каждой работы подбирается подходящий холст и… согласовывается с администрацией города. А там не все люди открыты для новых форм искусства.
Но с 2014 года дело стало двигаться проще: именно тогда художник из Харькова Андрей Пальваль нарисовал портрет Юрия Гагарина, держащего белого голубя мира, — образ, близкий и понятный всем. Теперь на приемах с серьезными дяденьками на вопрос: «Позволить вам стены домов разрисовывать? А что вы уже толкового сделали?», отвечают: «Ну вот, Гагарина нарисовали». И разрешение дают.
Финансирования от города нет — фестиваль есть
В 2020 году администрация Екатеринбурга отказалась финансировать фестиваль (оно и понятно, учитывая ситуацию с коронавирусом и отсутствием понимания, что будет дальше). Организаторы всерьез задумались о закрытии: денег нет — откуда брать материалы? Но на помощь пришли частные спонсоры (главный из которых — вездесущий «Газпром»), волонтеры и даже поставщики краски.
В итоге в этом году родилась работа «Гордый фонарь». Она находится по аллее, ведущей к подземному переходу у ТЮЗа, и символизирует стойкость и несгибаемость перед лицом трудностей. На асфальте пририсовали своеобразную тень: тело фонаря, пожираемое тремя змеями как символ внутренних терзаний и всего того, какие сомнения его одолевают и какой даже внутренней борьбы ему стоит не склонить голову, подобно остальным.
Видели работы «Стенографии»? Какая запомнилась больше всего?