Найти в Дзене

Кому позволено раскрашивать баллончиками здания Екатеринбурга

С окончанием июля Екатеринбург попрощался и с фестивалем «Стенография». Однако работы художников остались. Как оказалось, прижиться стрит-арт мог не везде. Видите, например, этого красного человечка на крыше местного ТЮЗа? Это работа Андрея Люблинского, который разместил нечто подобное в городах всего мира: в Нью-Йорке, Стамбуле, Париже… и, некоторое время раньше, — в Перми. В последней идея не прижилась: пермяки несчастных человечков буквально изничтожили. А ведь идея работы — изобразить каждого из нас, добавить ярких красок в серый дизайн города и отобразить современность в пиксельной форме. После фиаско в Перми арт-объект весом в 300 кг, выполненный из цельного куска дерева, 2 года отлеживался в офисе «Стенографии»: основатели фестиваля боялись повторения истории и не хотели, чтобы работу снова порубили на дрова или подожгли. Однако все сомнения оказались беспочвенными: с 2019 года красный человечек живет и машет рукой всем проходящим мимо. Почему так? Причину видят в том, что в Ека
Оглавление

С окончанием июля Екатеринбург попрощался и с фестивалем «Стенография». Однако работы художников остались. Как оказалось, прижиться стрит-арт мог не везде. Видите, например, этого красного человечка на крыше местного ТЮЗа? Это работа Андрея Люблинского, который разместил нечто подобное в городах всего мира: в Нью-Йорке, Стамбуле, Париже… и, некоторое время раньше, — в Перми. В последней идея не прижилась: пермяки несчастных человечков буквально изничтожили. А ведь идея работы — изобразить каждого из нас, добавить ярких красок в серый дизайн города и отобразить современность в пиксельной форме.

Красный человечек на стене свердловского ТЮЗа машет рукой прохожим
Красный человечек на стене свердловского ТЮЗа машет рукой прохожим

После фиаско в Перми арт-объект весом в 300 кг, выполненный из цельного куска дерева, 2 года отлеживался в офисе «Стенографии»: основатели фестиваля боялись повторения истории и не хотели, чтобы работу снова порубили на дрова или подожгли. Однако все сомнения оказались беспочвенными: с 2019 года красный человечек живет и машет рукой всем проходящим мимо. Почему так? Причину видят в том, что в Екатеринбурге стрит-арт пришел «из народа»: обычные ребята становятся волонтерами, ходят в администрацию города договариваться о поверхностях для рисования, помогают художникам делать разметку и даже раскрашивать сами холсты. Да и основатели фестиваля — те же самые люди из народа, которые захотели легализовать вид искусства, которым они занимаются. В общем, никто ничего не навязывал, все человечки появились по велению души.

Стрит-арт уходит в народ

Настолько по велению, что жители домов просят оставить частичку стенографии себе. Например, жители ул. Попова 9 согласовали, чтобы на двух подъездах их домов художники нарисовали двух очаровательных зверьков: енота и бурундука. О «Стенографии» они узнали, потому что на фасадах домов рядом создавались полотна в рамках самого фестиваля. Несмотря на то, что разметка будущей картины проводится ночью, да и вообще подобные работы — долгий процесс, не всегда комфортный для жильцов, люди, наоборот, прониклись, и хотели оставить что-то исключительно для себя. Попросили — и получили.

С 2016 года «Стенография» проводит акцию «Город рисует сам себя». Художник делает на поверхности разметку, а любой желающий привнести вклад в развитие внешнего вида городской среды может прийти в назначенное время и раскрасить картину. Так бетонные заборы превращаются в предметы искусства.

Работа 2022 года «Мир», созданная по эскизу художницы Тины Прохоровой и раскрашенная силами горожан. Находится по адресу Добролюбова 3
Работа 2022 года «Мир», созданная по эскизу художницы Тины Прохоровой и раскрашенная силами горожан. Находится по адресу Добролюбова 3

Искусство, понятное городу

У «Стенографии» есть биржа поверхностей: любой житель города может предложить стенку многоэтажки, техническую будку, забор или что-то подобное, чтобы художники превратили ее в арт-объект. Достаточно сфотографировать ее с разных ракурсов и переслать фото с указанием адреса на официальную почту фестиваля. А дальше для каждой работы подбирается подходящий холст и… согласовывается с администрацией города. А там не все люди открыты для новых форм искусства.

Работа художника из Украины сделала проще процесс согласования поверхностей для новых творений «Стенографии»
Работа художника из Украины сделала проще процесс согласования поверхностей для новых творений «Стенографии»

Но с 2014 года дело стало двигаться проще: именно тогда художник из Харькова Андрей Пальваль нарисовал портрет Юрия Гагарина, держащего белого голубя мира, — образ, близкий и понятный всем. Теперь на приемах с серьезными дяденьками на вопрос: «Позволить вам стены домов разрисовывать? А что вы уже толкового сделали?», отвечают: «Ну вот, Гагарина нарисовали». И разрешение дают.

Финансирования от города нет — фестиваль есть

В 2020 году администрация Екатеринбурга отказалась финансировать фестиваль (оно и понятно, учитывая ситуацию с коронавирусом и отсутствием понимания, что будет дальше). Организаторы всерьез задумались о закрытии: денег нет — откуда брать материалы? Но на помощь пришли частные спонсоры (главный из которых — вездесущий «Газпром»), волонтеры и даже поставщики краски.

«Гордый фонарь», стоящий в аллее между переходом к ТЮЗу и кинотеатром «Космос» символизирует стойкость и силу человеческого духа
«Гордый фонарь», стоящий в аллее между переходом к ТЮЗу и кинотеатром «Космос» символизирует стойкость и силу человеческого духа

В итоге в этом году родилась работа «Гордый фонарь». Она находится по аллее, ведущей к подземному переходу у ТЮЗа, и символизирует стойкость и несгибаемость перед лицом трудностей. На асфальте пририсовали своеобразную тень: тело фонаря, пожираемое тремя змеями как символ внутренних терзаний и всего того, какие сомнения его одолевают и какой даже внутренней борьбы ему стоит не склонить голову, подобно остальным.

Тень «Гордого фонаря», дорисованная на асфальте, уже почти выцвела
Тень «Гордого фонаря», дорисованная на асфальте, уже почти выцвела

Видели работы «Стенографии»? Какая запомнилась больше всего?

Ещё по теме: