Найти тему

Почему художник Владимир Немухин всю жизнь рисовал игральные карты?

Керамика работы В.Немухина на выставке НОВОЕ в Музее Актуального Реализма
Керамика работы В.Немухина на выставке НОВОЕ в Музее Актуального Реализма

Владимир Немухин — одна из ключевых фигур советского художественного андеграунда. Уже в 50-х годах прошлого века он осознал свою приверженность абстрактному искусству и стал относить себя к представителям «второго русского авангарда», подчеркивая связь своего искусства с открытиями русских авангардистов начала века.

Игральные карты занимают особое место в образном мире художника. Впервые они появились в его картинах в середине 1960-х годов. В повседневном, вещественном мире карта представляет собой и просто вещь, и игру, и олицетворение случайности, и средство коммуникации между людьми. Но художника интересовала игральная карта как эстетический феномен, а не как просто вещь. Он стал работать над пластическим выражением самой идеи игры в карты. И карты легли на холсты геометрическими абстракциями.

В.Немухин. Композиция с игральными картами. Бумага, акварель (из собрания Музея Актуального Реализма)
В.Немухин. Композиция с игральными картами. Бумага, акварель (из собрания Музея Актуального Реализма)

В 70- е годы Немухин стал рисовать карты или использовать настоящие, складывая их в сложные пасьянсы. Это были полу-абстрактные композиции, причем выполненные не только красками на холсте, но и сочетание живописи или графики с коллажем с использованием настоящих карт. Позже Немухин стал даже делать крупные трехмерные инсталляции, которые сопровождали холсты или графические листы на выставках.

В.Немухин. Ура. Бум, цв.карандаши, коллаж (из собрания Музея Актуального Реализма)
В.Немухин. Ура. Бум, цв.карандаши, коллаж (из собрания Музея Актуального Реализма)

Когда мы смотрим на композиции с игральными картами работы Владимира Немухина, мы невольно думаем о многих явлениях. Ну, например, об игре - не только карточной, но любой игре - как части нашей жизни, о случайности, которая иногда определяет ход событий. Об азарте, который может навредить или неожиданно помочь в какой-то ситуации. Тема карт и карточной игры часто использовалась в литературе – у Пушкина, у Достоевского и многие другие великие писатели исследовали этот феномен. И это не случайно, ведь жизнь тоже в какой-то мере игра.

В.Немухин. Дама Треф. Бумага, карандаш, акварель (из собрания Музея Актуального Реализма)
В.Немухин. Дама Треф. Бумага, карандаш, акварель (из собрания Музея Актуального Реализма)

Считал ли так сам художник Немухин? Как–то в интервью он сказал, что сам он – совсем не игрок, как кто-то может подумать. И что в картах как таковых есть прошлое, но нет будущего. Оно у них появляется только тогда, когда в них есть искусство.

А все-таки каждый человек знает, что в искусстве, как и в жизни важно, как лягут карты.