Владимир Немухин — одна из ключевых фигур советского художественного андеграунда. Уже в 50-х годах прошлого века он осознал свою приверженность абстрактному искусству и стал относить себя к представителям «второго русского авангарда», подчеркивая связь своего искусства с открытиями русских авангардистов начала века.
Игральные карты занимают особое место в образном мире художника. Впервые они появились в его картинах в середине 1960-х годов. В повседневном, вещественном мире карта представляет собой и просто вещь, и игру, и олицетворение случайности, и средство коммуникации между людьми. Но художника интересовала игральная карта как эстетический феномен, а не как просто вещь. Он стал работать над пластическим выражением самой идеи игры в карты. И карты легли на холсты геометрическими абстракциями.
В 70- е годы Немухин стал рисовать карты или использовать настоящие, складывая их в сложные пасьянсы. Это были полу-абстрактные композиции, причем выполненные не только красками на холсте, но и сочетание живописи или графики с коллажем с использованием настоящих карт. Позже Немухин стал даже делать крупные трехмерные инсталляции, которые сопровождали холсты или графические листы на выставках.
Когда мы смотрим на композиции с игральными картами работы Владимира Немухина, мы невольно думаем о многих явлениях. Ну, например, об игре - не только карточной, но любой игре - как части нашей жизни, о случайности, которая иногда определяет ход событий. Об азарте, который может навредить или неожиданно помочь в какой-то ситуации. Тема карт и карточной игры часто использовалась в литературе – у Пушкина, у Достоевского и многие другие великие писатели исследовали этот феномен. И это не случайно, ведь жизнь тоже в какой-то мере игра.
Считал ли так сам художник Немухин? Как–то в интервью он сказал, что сам он – совсем не игрок, как кто-то может подумать. И что в картах как таковых есть прошлое, но нет будущего. Оно у них появляется только тогда, когда в них есть искусство.
А все-таки каждый человек знает, что в искусстве, как и в жизни важно, как лягут карты.