Найти тему
Путешествия зоолога

Музей Норильской железной дороги - как попасть и что внутри интересного?

Норильская железная дорога, которая идет от порта Дудинка до Талнаха, является одной из самых северных в мире и точно самой северной в России. Кроме того, она интересна тем, что изолирована от всех остальных железных дорог, не подчиняется РЖД, а входит в состав "НорНикеля". Построена она была в 1937 году, а к 1996 году полностью ликвидировано пассажирское сообщение. Шикарное здание железнодорожного вокзала в Норильске перестало быть нужным, выполняло просто какие-то административные функции, а в 2011 году в бывшем зале ожидания открылся Музей строительства и развития Норильской железной дороги.

-2

Про этот музей есть статья в Википедии, но при этом он не обозначен в 2ГИСе - было непонятно, как в него попадать. На самом здании бывшего вокзала нет никакой вывески. Но все равно решили попытать счастья - и нам повезло, вахтерша разрешила зайти внутрь и самостоятельно все осмотреть. Бесплатно, конечно.

Здание Норильского жд вокзала
Здание Норильского жд вокзала

Такое шикарное здание было построено в Советском Союзе по той причине, что НЖД предполагались грандиозные планы - эта ветка не должна была быть изолированной, а соединенной с портом Игарка, а через него с Воркутой - и получалась бы так называемся Трансполярная магистраль. Планы по соединению железной дорогой Баренцева моря на западе и Чукотского моря на востоке так и не были реализованы, после смерти Сталина основные строители были амнистированы, строить стало некому, и проект был свернут.

-4

По планам 1948-1953 годов Норильская железная дорога не должна была надолго оставаться изолированной. Расстояние от Игарки до Дудинки сравнительно невелико, на этом участке также должен был появиться рельсовый путь.

-5

Официально строительство первой узкоколейки от Дудинки до Норильска закончилось в мае 1937 года, и полный маршрут поезд проделывал за три дня. Но к июне движение уже было остановлено, потому что начала разрушаться земляная насыпь. К зиме все восстановили, скорость поездов увеличилась, теперь от Дудинки до Норильска поезд шел менее суток.

-6

Во время войны и сразу после нее происходил переход с узкой на широкую колею. В музее даже есть колесные пары от обоих видов магистрали.

-7

Кстати, уже в 2000-е годы на мосту через Амбарную было решено поставить памятник Норильской узкоколейке в виде паровоза. Воссоздали небольшой участок узкоколейки и нашли старый паровоз ГР. Интересно, что на НЖД уже не осталось такого паровоза, и его нашли только на Украине. Купили его, привезли в Дудинку по морю и наконец установили.

-8
-9

В 1957 году железная дорога стала электрифицированной - пассажиры могли выходить на станции электрички "Октябрьская площадь", то есть в самом центре Норильска.

Кабинет дежурного по станции.
Кабинет дежурного по станции.

Что еще есть интересного в музее? Огромный чугунный котел, рельсовые штампы разных лет, винтовые спецки вагонов, тифоны для подачи звуковых сигналов и даже воссозданные шлагбаумы и жезловый аппарат Трегера. Галерея листабельна.

В музее можно посидеть и в кабине машиниста.

-12

Есть прикольные модели дрезины, тепловоза, паровозов.

Вот такая лепнина в бывшем зале ожидания.

-14
Люстра.
Люстра.

Есть и экспозиция под открытым небом, где представлены железнодорожная техника. Например, советский танк-паровоз 9П.

Вот промышленный электровоз, который использовался для доставки руды с Медвежьего ручья, угля с Кайерканского разреза.

-17

А вот автомотриса, на которой перевозили важных чиновников, начальников из города и комбината из Норильска в Дудинку на совещания и собрания. И она же еще доставляла заработную плату работникам))

-18

Ну и еще на постаменты поставлены головные вагоны электропоездов. Как я уже писал выше, движение электропоездов было прекращено в 90-тые годы.

Со стороны перрона здание вокзала выглядит вот так. В середине надпись НОРИЛЬСК уже давно снята, конечно.

Ну и еще рядом вот такой вот интересный объект - стрит-арт во всю стену и часть кабины поезда, который как будто выходит из тоннеля.

Вот такой вот музей, находясь в котором понимаешь грандиозность замыслов в советское время. Наверное, в нем было бы интереснее с экскурсией, но я доволен даже тем фактом, что просто удалось в него попасть))