8,3K подписчиков

«Пес в сапогах» -- мультипликационный антикошачий мюзикл или тайная война между КГБ и МВД Советского Союза. Хвост 3.

7,2K прочитали

Советский мультфильм с классическим кликбейтным названием провозгласил крестовый поход всего светлого и доброго против темного и кошачьего

Замечательный советский мультфильм «Пес в сапогах» стал не просто отличным воспоминанием нашего детства, а до сих пор вызывает только самые светлые и добрые эмоции. И несмотря на то, что к сказке Шарля Перро он не имеет никакого отношения и ни один пес не был замечен в сапогах на протяжении всего фильма, очарованный зритель был просто в восторге и влюбился в 20-минутный мультмюзикл навсегда.

Автор предупреждает, что версия носит исключительно предположительный характер
Автор предупреждает, что версия носит исключительно предположительный характер

«Пес в сапогах» стал золотой классикой отечественной мультипликации. Песни и выражения из него ушли в народ. Мультик горячо любим несколькими поколениями детворы Советского Союза и несет в себе только веселый юмористический заряд. Но если взглянуть на всю историю под конспирологическим углом…

Милиция VS Госбезопасность. Щелоков VS Андропов

1981 г. СССР. Дорогой #Леонид Ильич Брежнев получает четвертую звезду Героя Советского Союза. Тайная подковерная война МВД Николая Анисимовича Щелокова и КГБ Юрия Владимировича Андропова в самом апогее своего развития. Министр внутренних дел использует все рычаги своего влияния, чтобы максимально поднять престиж советской милиции и бросить тень на вотчину бывшего НКВД (МГБ) и откреститься от ее прошлого. В вопросах культуры все средства хороши – и кино, и литература, и ТВ, и даже детская мультипликация.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1981 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в деле укрепления экономического и оборонного могущества Советского Союза, большой личный вклад в достижение победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР в послевоенный период, неутомимую деятельность в борьбе за мир, за плодотворное руководство коммунистическим строительством и в связи с 75-летием со дня рождения" Маршал Советского Союза Брежнев Леонид Ильич награждён орденом Ленина и четвёртой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1981 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в деле укрепления экономического и оборонного могущества Советского Союза, большой личный вклад в достижение победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР в послевоенный период, неутомимую деятельность в борьбе за мир, за плодотворное руководство коммунистическим строительством и в связи с 75-летием со дня рождения" Маршал Советского Союза Брежнев Леонид Ильич награждён орденом Ленина и четвёртой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Не секрет, что в годы правления министра внутренних дел Советского Союза Николая Щелокова с 1968 по 1982 гг. начались большие перемены в органах внутренних дел. Изменили форму, дали квартирные преференции, подняли зарплату рядовому составу. Для пропаганды и идеализации работы советской милиции стали все чаще на экраны страны выходить фильмы и сериалы о буднях и героической работе милиционеров. Появился целый жанр милицейских фильмов, показывающий советских милиционеров как идеальных, бескорыстных и честных людей без изъянов.

ЗНА -- Знаменский, ТО -- Томин, КИ -- Кибрит. Павел Знаменский (), Александр Томин (Александр Каневский) и Зина Кибрит (Эльза Леждей).
ЗНА -- Знаменский, ТО -- Томин, КИ -- Кибрит. Павел Знаменский (), Александр Томин (Александр Каневский) и Зина Кибрит (Эльза Леждей).

Именно на этот период приходится выпуск таких сериалов как «Следствие ведут знатоки», «Место встречи изменить нельзя», «Петровка, 38», «Огарева, 6» и многие другие. Авторитет «милицейских» писателей, братьев Вайнеров поднялся до невероятного уровня. А что уж тут говорить о праздновании Дня милиции, в честь которого ежегодно давался едва ли не самый лучший концерт, транслировавшийся на всю страну, где выступали самые модные юмористы и ВИА.

#Юрий Андропов тоже не стоял на месте – и в медиа-пространстве старался не уступить пальму первенства Щелокову. Первым делом, в качестве противостояния милиции, демонстрации невидимой, опасной и необходимой работы сотрудников плаща и кинжала, после оглушительного успеха фильма «Ошибка резидента», были срочно выпущены продолжение «Судьба резидента» и «Конец операции резидент» и конечно же «17 мгновений весны». Ну а кульминацией явился сериал «ТАСС уполномочен заявить».

Полковник КГБ Виталий Славин (Юрий Соломин) и резидент ЦРУ Джон Глэбб (Вахтанг Кикабидзе) -- соперники из спецслужб в 10-серийной ленте «ТАСС уполномочен заявить» 1984 г.
Полковник КГБ Виталий Славин (Юрий Соломин) и резидент ЦРУ Джон Глэбб (Вахтанг Кикабидзе) -- соперники из спецслужб в 10-серийной ленте «ТАСС уполномочен заявить» 1984 г.

В каждом художественном произведении в качестве взаимных пощечин появлялись исторические «уколы» в адрес соперничающих министерств. Щелоков всегда давил на сталинское прошлое, менталитет советского народа, у которого в крови историческая память о немногословных и грубых чекистах в кожанках и с маузерами. Увозящими в ночь черных «воронках», «когда срока огромные брели в этапы длинные». А добрый дядя Анискин всех только журил и перевоспитывал.

Можно ли отмыть черного кобеля до бела, если сюжет от Дюма?

И здесь были хороши надежные первоисточники, к которым было нельзя официально «придраться» в силу их классического сюжета и стародавней исторической канвы. «Три мушкетера» были идеальны в этом плане. Не мог же Александр Дюма знать о сталинских репрессиях! Но сюжет был уже многократно реализован, как у нас, так и за рубежом. Хотелось чего-то новенького и одновременно с историческими параллелями. И желательно, обидно-болезненное в адрес КГБ.

Ефим Абрамович Гамбург (справа) -- создатель знаменитых «Шпионских страстей», «Ограбление по-...», «Голубого щенка» и «Пса в сапогах»
Ефим Абрамович Гамбург (справа) -- создатель знаменитых «Шпионских страстей», «Ограбление по-...», «Голубого щенка» и «Пса в сапогах»

И задача была дана проверенному кадру, режиссеру-мультипликатору Ефиму Гамбургу, который уже был использован в создании отличного мультфильма «Шпионские страсти» 1967 г., где были высмеяны отечественные и зарубежные штампы шпионского детектива, прямо как в песне Высоцкого «Пародия На Плохой Детектив». И в первую очередь, ирония ударила по ведомству государственной безопасности, которое возглавил Юрий Андропов.

Режиссер Ефим Гамбург серьезно подошел к новому заданию, решив обратиться к популярному произведению Александра Дюма, только переиначив его на новый лад. Создание сценария поручили известному киносценаристу Владимиру Валуцкому. Гениальный мастер адаптаций классических произведений для отечественного кинематографа до этого работал над фильмом «31 июня» и сериалом о приключениях Шерлока Холмса (кстати, без популярного детектива в мультике дело не обошлось, озвученного Василием Ливановым).

Песни из мультфильма «Пёс в сапогах» создавались гениальными людьми: композитором Крисом Кельми, поэтом-песенником Михаилом Либиным, музыкантом Борисом Оппегеймом и певцом Павлом Смеяном. У такого творческого коллектива просто не могли получиться плохие песни! Записывать песни для мультфильма пригласили популярный ансамбль «Рок-Ателье», его руководителем был композитор Крис Кельми.

«Рок-Ателье»: Крис Кельми -- четвертый в центре, Павел Смеян справа
«Рок-Ателье»: Крис Кельми -- четвертый в центре, Павел Смеян справа

Кровавая гэбня отдыхает, когда музы поют!

Получилось просто отлично! Тайная полиция кардинала – гвардейцы, выведены драными котами, а красавцы мушкетеры, породистые кобели при дворе – верные псы королевского режима. Антагонисты – кошки, протагонисты – собаки. Все приоритеты расставлены сразу заранее, чтобы настроить советского зрителя на сопереживание положительным героям, государевым собакам (#«Ко мне, Мухтар» у всех наших в крови!) и презрение к жалким злодеям из тайного сыска (Кот Базилио из «Буратино», настоящий сексот и прохвост).

Псы – прямо таки герои, спародированные с мюзикла Георгия Юнгвальд-Хилькевича #«Д'Артаньян и три мушкетера» 1979 г. Правильный Валентин Гафт (Атос), вальяжный Юрий Волынцев (Портос) и жеманный Александр Ширвиндт (Арамис) художественно расцветили своими яркими голосами полотно мультфильма. Такие паиньки, вымытые и причесанные, практически без коррупционных блох – настоящие королевские псы, милиционеры без страха и упрека.

И даже голос для блохастого Д’Артаньяна подобрали Николая Караченцова, который после Михаила Боярского среди поющих советских артистов считался венцом брутальности и мужской харизмы.

Вначале надеялись на согласие Высоцкого, которое он предварительно дал, но неожиданно для всех умер. А Караченцова не пришлось уговаривать, он был рад попробовать себя в мультипликации. Помните, что #Николай караченцов всегда играл только правильных «ментов».

В роли «медовой ловушки» для Д’Артаньяна оказалась #Ирина Муравьева которая своим томным голосом сотворила чудо, озвучив королевскую болонку, собачку не самой высокой социальной ответственности, и придворную кошку кардинала Миледи с коварным и хищным тембром. А ведь именно таким приемом пользовались девушки с крепким телом и невысоким моральным цензом на службе КГБ. Кстати, в фильме осталась за кадром линия взаимоотношений Миледи и Д’Артаньяна – интересно, как бы они ее реализовали? Ах, как она произносит это!

А посмотрите, какой у них предводитель – толстый кот кардинала (Евгений Весник), жрет мышей в коробочке и пьет валерианку, да это же просто клевета на историческую науку!

Средневековые полотна всегда изображали благообразных котиков на фоне книг, нот, гобеленов и ювелирных изделий. Что говорит о высокой оценке обществом вклада котов в социальный прогресс. Сам кардинал уважал котов!

Тайные агенты кардинала, настоящие рыцари коварства, хвоста и кинжала. Их уникальную догхантерскую работу изобразили в утрированном виде. Создатели фильма явно намекали на расхожее выражение «волк в овечьей шкуре», в данном случае – кот в овечьей шкуре. Но они явно просчитались – песня котов-агентов стала популярной в народе и вызывает лишь только положительные эмоции! Настоящая пейзанская пастораль в духе рекламы шоколада «Альпен Голд».

Упоминание Англии (Великобритании) в сюжете было на руку щелоковским пиар-технологам в серых погонах – начиная с грандиозного провала в 1971 г., когда было выслано 105 наших дипломатов, КГБ периодически «терял» своих агентов в туманном Альбионе. Были перебежчики, были и «персоны нон-грата». Поэтому очередное напоминание об английских перипетиях было серьезным укором нашим спецслужбам.

Настоящий пес не является приверженцем моногамной семьи, вспомните народное выражение «собачья свадьба», и тогда вы поймете, что имели ввиду создатели фильма, когда показали альков Бэкингема с его настенным хранилищем драгоценностей от разных дам.

А наш #Штирлиц хранил верность своей жене, с которой пусть и встречался раз в 10 лет. Так что аналогии с собачьей преданностью и верностью семейному очагу пусты и безнадежны по сравнению с кошачьей приверженностью русской печке, миске молока и доброму слову, что приятно каждой кошке!

И здесь явной дискредитации кошачьих по их фенотипической классификации создателям фильма было мало – для этого они привлекли летучих мышей, а это явные диссиденты из мира животных. Намек на всяких солженицыных, войновичей, ростроповичей и прочих «на четверть бывших наших». А Щелоков привечал всех обиженных Андроповым деятелей от культуры и искусства. Всех, кто оторвался от родной земли и улетел в теплые страны. Предатели!

Вспомним, сколько котофобских фраз прозвучало в фильме – все просто пропитано ненавистью и отрицанием самого существования хвостатых-полосатых:

Тысяча дохлых кошек!
Жалким котам не понять одного – наша дружба превыше всего!
Ну а потом -- суп с котом, и – адью.
Не разлучат нас никогда – коты, невзгоды и года!
Я ради ваших глаз готов, сразиться с дюжиной котов!
Влачат коты свой жалкий жребий, прозябая на земле.
Наш славный род на сброд кошачий смотрит свысока.

Мы их душили-душили, душили-душили…

На что коты кардинала отвечают одной, но весьма агрессивной и черно-юморной песней:

Только подан будет знак -- мы переловим всех собак!
Превратим, ребята, псарню мы сегодня в мыловарню!

Здесь кроются намеки на Варфоломеевскую ночь 1572 г., когда католики резали гугенотов. И одновременно в реалиях сталинского Советского Союза – репрессии 30-х годов. В любом случае песня котов несла негативную коннотацию с историческими параллелями. Как хитро завернули в обертку безобидного детского мультика!

Котам достается от собак на протяжении всей ленты. И в конце сюжета, как финальная жирная точка, котов кардинала выбрасывают на помойку! Что уж совсем противоречит логике государственной машины королевской Франции. А кто будет Родину от внешних и внутренних врагов защищать?!

Резюмирую – мультфильм #«Пес в сапогах» будучи гениальным творением советской анимации и актерской школы сам того не желая, создал буквальное отождествление кошек с дьявольским злым началом. Под которым еще и скрывались намеки на Комитет Государственной Безопасности п\у Юрия Андропова, точнее на тщетные потуги котов-«комитетчиков» в сравнении с псами-государственниками советской милиции.

«Пес в сапогах» -- программный собакофильский манифест, изложенный в популярной форме, где «собачники» вдоволь натешились, издеваясь над котами. По справедливости, надо было потом сделать еще один фильм с героизацией кошек и низвержением собак. Но в данном плане всех утешил писатель #Михаил Булгаков и режиссер #Владимир Бортко с экранизацией «Собачьего сердца» в 1988 г. Лучшей «ответки» не может быть!

А если всерьез, то все мы любим и собак, и кошек, хотя к кошкам автор питает более нежные чувства. И мульт-адаптация «Трех мушкетеров» версии «Союзмультфильм» -- прекрасный рисованный фильм времен Советского Союза, когда деревья были большими, небо – голубее, а вода по-настоящему мокрая!

В качестве веселого бонуса к рассказу предлагаю современные каверы самого известного блюза из «Пса в сапогах», исполненного Ириной Муравьевой и Николаем Караченцовым.

Самый первый номер -- это Анна Конда и Валерий Чигляев, тот самый поющий пират из «Острова сокровищ»

«Кривое зеркало» Евгения Петросяна

Анна Шаркунова

P.S. Для тех, кто дочитал до конца

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Кино и музыка»:

Фестиваль песни: «Когда поют пираты». 15 человек на сундук мертвеца – йо-хо-хо! И бутылка рома! День 1.

Когда поют пираты. Мы грабим и корветы и фрегаты, а почему? Дань уважения жанру отдают актеры, барды, режиссеры и дети. День 2.

Минздрав предупреждает – «Остров сокровищ» полезен для вашего культурного здоровья. Только лорды, сэры, пэры, знайте чувство меры! День 3.