Найти тему
Муки Зву

Когда поют пираты. Мы грабим и корветы и фрегаты, а почему? Дань уважения жанру отдают актеры, барды, режиссеры и дети. День 2.

Оглавление

Почему пиратская песня так популярна в исполнительской среде. Начало.

Киношному пирату можно было простить все – и коварство, и насилие, и аморальный образ жизни, ведь он был экранным образом, выдумкой писателей и сценаристов. Он был ярким, неунывающим и с залихватской песней, распеваемой под сабельный звон и гром корабельных пушек.

Недобрый взгляд Леонида Филатова из фильма «Из жизни начальника уголовного розыска» 1983 г. очень подходит для коварного и злого пирата
Недобрый взгляд Леонида Филатова из фильма «Из жизни начальника уголовного розыска» 1983 г. очень подходит для коварного и злого пирата

Немалую роль в популяризации пиратской песни сделал отечественные барды. В #СССР движение авторской песни носило полуразрешенный характер – многие из них официально под псевдонимами писали и исполняли вполне лояльные советской власти тексты. Булат Окуджава и Юлий Ким создали, наверно, 80% всех кинопесен! Юлий Ким, даже, чтобы отделить барда с фигой в кармане от популярного текстовика, для чиновников создал свой псевдоним Юлий Михайлов, под которым весьма успешно и прибыльно творил.

А образ пиратов для бардов был определенным пропуском в свободный мир творчества, где герои песен были лишены поведенческих рамок и могли творить что угодно. Постоянно драться, пить безудержно алкоголь, пользоваться вниманием падших женщин, играть в азартные игры – то чего по определению, не мог делать строитель светлого социалистического строя.

Многие классические персонажи имели физические недостатки и были в чем-то ущербны – Капитан Крюк не имел руки, Джон Сильвер – ноги, а уж глаза не было у каждого второго пирата! Были и полные слепцы, такие как Слепой Пью. Вы заметили, что в таких коллективах всегда были карлики? Если банда или шайка, то обязательно будет карлик или даже два! А ведь такая тема табуирована для советского экрана – все хорошие персонажи должны быть целыми и комплектными, и нормального роста.

Барды могли свободно фигурировать в своих стихах кривыми и убогими пиратами, которые хорошо подходили для необходимого антуража для создания пиратских баек.

У каждого флибустьера была в запасе не одна слезливая история о том, как хороший и послушный мальчик стал отпетым негодяем и бандитом. Любой толковый психолог скажет, что все формируется в детстве – фобии, агрессия, неврозы, а во многом виноваты родители. И папаши и мамаши, лупцевавшие своих отпрысков, в принципе, догадывались, кем станет их чадо, когда вырастет. Как говорил Саймон в фильме #«Жмурки»

Пороть вас надо Жмурки #shorts #кино #фильм

Поэтому рассматривать через призму пиратского сообщества человеческие характеры и узнаваемые ситуации для авторов с гитарой было скорее способом уйти от пристального внимания цензоров.

Но при этом и поэксплуатировать модную морскую тему – большинство российского населения было глубоко сухопутными людьми, не испытавшими морских приключений и уголовной романтики, в глубине души желавшими прочувствовать и прикоснуться через кино, музыку, песни к запретному плоду.

Давайте и мы присоединимся к советскому фестивалю пиратского творчества. Пропустившим начало – рекомендую посмотреть по ссылке ниже

День 1.

День 2.

А это уже появление пиратов в фильме-сказке самого #Александр Роу «Варвара-Краса, длинная коса» 1969 г. Подводный царь Чудо-Юдо (Георгий Милляр) сватает свою дочь Варвару-красу в том числе и своим «настоящим морским пиратам»: герцогу де ля Бык (Александр Хвыля), маркизу де ля Кис (Лев Потемкин) и барону де ля Свин (Аркадий Цинман). Стиль сказочного кино Александра Роу совершенно авторский, его трудно спутать с другими лентами.

Интересная деталь: исполнитель главной роли рыбацкого сына Андрея, Алексей Катышев в момент съемок служил в армии на Дальнем Востоке, режиссер добился перевода места службы в Ленинград, где актер только ночевал в казарме, а в остальное время – снимался.

Пираты из фильма «Варвара-Краса, длинная коса» помогают царскому сыночку
Пираты из фильма «Варвара-Краса, длинная коса» помогают царскому сыночку

В прошлой статье я забыл упомянуть песню из «Острова сокровищ» 1971 г. – «Бедный Томми» в исполнении Рафика Аюпова. Она достойна вашего внимания в рамках рассматриваемой темы. Музыка Алексея Рыбникова, слова Юлия Кима.

В 1974 г. выходит 4-я серия из мультцикла «Приключения Мюнхаузена» -- «Чудесный остров». Здесь бесстрашный барон столкнется с кровожадными пиратами и гигантской рыбой, которая поглотит их. Интересно поучительное для детей начало, где маленький поклонник подвигов Мюнхгаузена пишет о своей мечте стать пиратом. Мне мультик помимо песенок запомнился пиратской фразой «Вылезай! Мы тебя видели!» и подсчетом волн бароном перед кораблекрушением.

В 1982 году выходит новая, третья экранизация «Острова сокровищ», режиссера Владимир Воробьева, которая собрала настоящее созвездие советских актеров первой величины. Это трехсерийный телефильм, который из-за жестоких правок и цензуры стал таким из четырехсерийного – убрали сцены драк, игр, распития алкоголя, жестоких кадров и прочих, по меркам сегодняшнего дня, невинных сцен. Песню «Мечта» исполнил сам режиссер Владимир Воробьев.

В 1983 году выходит криминальная драма «Из жизни начальника уголовного розыска», где дуэтом выступили Кирилл Лавров и Леонид Филатов. Полковник Малыч и рецидивист Слепнев сойдутся в психологическом поединке за семью, будущее ребенка, счастье жены. Леонид Филатов очень эмоционально исполняет песню Булата Окуджавы «Пиратская Лирическая». #Леонид Филатов

Для сравнения послушайте, как поет ее сам автор Булат Шалвович Окуджава. #Булат Окуджава

Александр Городницкий написал свою «Пиратскую» еще в 1963 г., но она сразу же была запрещена для исполнения в родном для барда Ленинграде. Инструктор по идеологическим вопросам Василеостровского райкома партии выступил и сказал: «К чему вас призывают? Вас призывают грабить и убивать, — это не наша романтика!»

В 1976 г. режиссер Ефим Гамбург снял стилистически революционный мультфильм #«Голубой Щенок» по одноименной поэме Юрия Энтина. Композитор Геннадий Гладков написал шикарную музыку и песни к нему.

А замечательные поющие артисты отлично спели теперь уже знакомые с детства песни: Михаил Боярский, Андрей Миронов, Александр Градский и даже Алиса Фрейндлих. Мюзикл принес в нашу речь такие обиходные фразы, как «надо жить умеючи», «голубой-голубой, не хотим играть с тобой», «что бы такого сделать плохого?» Послушайте, какой колоритный пират получился #михаил боярский «Песенка Пирата».

#Юлий Ким помимо того, что постоянно писал песни для фильмов и спектаклей, и сам выступал, как автор-исполнитель. У него есть цикл пиратских песен. Это, пожалуй, самая известная.

В историческом фильме «Россия молодая» 1981 г., посвященным преобразованиям Петра Первого и российского государства есть сцена с поющими матросами, где шкипер Уркварт (Владислав Стржельчик) объясняет, что это старая пиратская песня.

Последняя песня Владимира Высоцкого о пиратах была написана в 1973 году. Она известна слушателям под разными названиями: «Юнга» или «Был Развесёлый Розовый Восход». #Владимир Высоцкий

«Пиратская Песня» из фильма «Пеппи Длинный чулок» 1984 г. Музыку написал легендарный Владимир Дашкевич («Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»), тексты песен Юлий Ким (в титрах Юлий Михайлов). За Пеппи поет Светлана Степченко. В 10-м классе для меня этот телефильм был уже слишком детским и не зацепил, поэтому как-то прошел мимо. Но за 2-х Лёнь -- Каневского и Ярмольника можно глянуть.

Фильм «Выше Радуги» 1986 г. «Песню Глухого Пирата» (Юрий Чернавский – Леонид Дербенев) исполняет Михаил Боярский. Прорывной молодежный фильм с брейк-дансом и песнями Владимира Преснякова-младшего. Успел увидеть перед уходом в армию в 1986 году. Прочитал первоисточник, книжку Сергея Абрамова еще до фильма – мне она хорошо зашла еще и потому, что как раз в школе на физкультуре прыгал через перекладину, даже неплохо.

«Акула» (Александр Зацепин – Юрий Ряшенцев) поет Николай Носков в музыкальном фильме-буффонаде «Остров погибших кораблей» 1987 г. режиссера Евгения Гинзбурга, до этого снимавшего звездные телебенефисы на ЦТ. Очень смелый мюзикл для советского экрана – потрясающая пластика Константина Райкина, отличные песни от 7 (!) композиторов, вокал Николая Носкова, Владимира Преснякова-мл., Павла Смеяна, Сергея Минаева, ансамбля «Иверия» и др. И конечно, фривольная телесность Мэгги (Наталья Лапина), жены Трепача. #Николай Носков

Не судите строго -- я не следую строго хронологии появления тех или иных песен, потому что все отследить и вспомнить невозможно. И в попадании в мой список присутствует некоторая авторская пристрастность, следуя которой я отбираю исполнителей.

Окончание дня 2. Продолжение.