Сегодня у каждого в смартфоне сотни или даже тысячи фотографий по делу и без дела. Но в XVIII веке фотографию ещё не изобрели и, чтобы запечатлеть своего близкого человека (или себя любимого) для потомков, приглашали художника, который писал портрет. Сходство зависело от мастерства художника, да и времени на портрет уходило много. Но главный недостаток — портреты стоили больших денег и позволить их себе могли только очень обеспеченные люди: князья, дворяне и прочие богатеи.
А как же запечатлевали себя и своих близких небогатые люди?
Они пользовались силуэтами. Именно они до известной степени заменяли людям фотографии. Силуэты ещё называли "пойманными тенями". Их делали механически с довольно высокой точностью, так что силуэт иногда отличался поразительным сходством с оригиналом, которого могли добиться не все портретисты.
Голову поворачивали так, чтобы тень давала характерный профиль, и обводили карандашом её очертания. Потом контур заливали тушью, вырезали и наклеивали на белый лист бумаги. Силуэт получался довольно быстро и большого мастерства не требовал, так что его могла себе позволить куда более широкая прослойка населения.
При желании силуэт можно было скопировать и масштабировать при помощи специального прибора — пантографа.
Простота и сходство, которое давал теневой портрет, заинтересовала в свое время многих художников, которые стали рисовать силуэты не только людей, но и зданий, ландшафтов, целых сцен из жизни. Постепенно силуэты стали настолько популярны, что появилась целая школа художников-силуэтистов.
Кстати, само слово "силуэт" пришло к нам из Франции. Так звали министра финансов Франции середины XVIII века — Этьен де Силуэт. Он вошёл в историю тем, что призывал своих расточительных соотечественников, заказывавших чрезмерно много картин и портретов, быть экономнее и бережливее, заказывая у художников куда более дешёвые теневые портреты. Это дало повод шутникам назвать их «a la Silhouette», то ест «по Силуэту».
Не забывайте подписываться на мой Телеграм, и вот ещё несколько интересных статей: