Найти тему
Без стыда

Одна стыдная история из моего детства

Периодически я пишу тут, чем мне не угодил стыд, почему я вслед за Брене Браун считаю его «густой парализующей воронкой» и склоняюсь к тому, что куда важнее брать ответственность за действия, чем сжирать себя чувством стыда. Но теоретические выкладки — одно, а другое — мой личный человеческий опыт, который отчасти сформировал мое понимание того, как стыд бесполезно разрушает человека.

Я росла в маленьком южном хуторе, где люди знают друг друга поколениями. В больнице, в магазине, в доме культуры меня опознавали как «внучка Василь Васильича» и дочка «Тани, почтальонки». Учительница физики периодически, оговариваясь, называла меня «Мариной», потому что учила еще мою тетю Марину. То есть никакой анонимности, как вы понимаете.

Будучи круглой отличницей и активисткой (все олимпиады и творческие конкурсы районного уровня были моими), я тем не менее росла скромной и застенчивой девочкой. Этакая Татьяна Ларина в препубертате. При этом мой нравственный компас был закручен крайне мощно в сторону того, какой должна быть «правильная девочка». И компас этот, увы, во-многом, ориентировался не столько на ценности человечности (как сейчас), сколько на знаменитое «что подумают люди».

А теперь собственно история: учитель отправляет меня по какой-то срочной задаче прямо с урока куда-то в сторону центра хутора (совершенно не помню, куда и зачем, но помню что это была именно учительская задача). И вот я иду и все эти 10 минут до конечной точки и испытываю обжигающее дичайшее чувство стыда с каждым встреченным человеком. Связанно оно с тем, что я во время школьного урока иду как какая-то злостная прогульщица по улице! И люди, все те люди, которые меня знают и видят сейчас, считают меня таковой. И это так стыдно, так невыносимо, что я до сих пор помню, как это ощущалось на уровне кожи. Отвратительное чувство, а главное, совершенно бесполезное, как понимаете.

Канал «Без стыда» появился в далеком 2018 году. С тех пор в комментарии периодически прилетает удивительное искажение в понимании того, что такое стыд. Как он устроен. И непонимание, что на чувстве стыда далеко не уедешь. А я не устаю повторять: то, что мы испытываем стыд, — не гарантирует нам более высокого морального духа. Людьми нас делает не стыд, а человечность — в действиях, словах, жизненных выборах. Какие чувства и эмоции это всё сопровождает — не так важно для следа в истории. А вот для кукухи — важно. Так что умейте разделять чувства и действия и властвовать над своими эмоциями.

Лена Низеенко