Найти в Дзене

Всему дают геологи начало. И новые предвидят города

Геологи-первопроходцы
Геологи-первопроходцы

В России первые газовые фонари зажглись на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге в 1819 году. Но использовали тогда так называемый «светильный» газ, выработанный из сланца. Плановые поиски залежей природного газа начались в нашей стране в двадцатых годах прошлого столетия.

В начале 30-х экономика Советского Союза потребляла ежегодно 10–15 миллионов кубометров газа. Десятилетие спустя эта цифра уже значительно превысила 3 миллиарда кубометров. Именно тогда был поставлен вопрос о поисках залежей углеводородов в Западной Сибири. Гениальную научную догадку о богатейших перспективах этой провинции впервые выдвинул академик Губкин. Одна из легенд гласит, что при рассмотрении перспектив нефтегазоносности страны карандаш Ивана Михайловича нечаянно упал на территорию восточного склона Уральского горного хребта. Судьбоносная «случайность»! Однако первые фонтаны больших тюменских месторождений забили только в начале 60-х годов.

Подготовка трассы на Медвежьем месторождении для перемещения буровой установки
Подготовка трассы на Медвежьем месторождении для перемещения буровой установки

Искать запасы нефти и газа геологи отправились почти сразу после Великой Отечественной войны. Интересный факт. Первая разведывательная скважина во всей Западной Сибири была пробурена в 1948 году – она находится почти в центре современной Тюмени, на улице Мельникайте. Ожиданий первооткрывательница не оправдала – фонтан, вырвавшийся из глубины двух тысяч метров, оказался минеральной водой. Однако в честь данного события в 1998 году на этом месте поставили пилон и мемориальную доску, вокруг разбили небольшой сквер, а примыкающая улица до сих пор носит гордое название Геологоразведчиков.

Пробная попытка, хоть и оказалась неудачной, поиски не остановила, было принято решение продвигать буровые дальше на север. Основные направления геологоразведочных работ были утверждены в конце ноября 1950 года в Новосибирске на совещании геологов, геофизиков и нефтяников Министерства геологии и Академии наук СССР. И спустя всего три года, 21 сентября 1953 года на буровой, находящейся недалеко от старинного сибирского села Берёзово, произошёл мощный выброс природного газа. Эта победа положила начало в длинной цепи открытий на Тюменском севере.

Тазовский фонтан газа
Тазовский фонтан газа

– В 1959 году в Салехарде была организована геологическая разведывательная экспедиция и всё пространство Ямала, все перспективные площади были покрыты сейсморазведкой, – вспоминал геолог, ветеран труда Виктор Киевский. – В 1962 году в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. А в последующие годы на Ямале «заговорили» ещё несколько крупных месторождений. В 1965 – Заполярное. В 1966 – Уренгойское. В 1967 – Медвежье. В 1969 – Ямбургское. Вот такие знаменательные события в тот период произошли, благодаря активной работе геологов и геофизиков.

Геодезический пункт на Бованенково
Геодезический пункт на Бованенково

В середине 1960-х годов стало понятно, что на севере Тюменской области – в Ямало-Ненецком автономном округе – аккумулированы не имеющие аналогов в мире запасы природного газа. Разведка месторождений супергигантов только начиналась, но сам факт наличия новой уникальной базы газодобычи за Полярным кругом, по существу, был доказан. Через тайгу, многочисленные озёра и топи непролазных болот, невзирая на пятидесятиградусные морозы и наждачный ветер зимой, гнус и мошкару летом, геологи с одержимостью прокладывали новые пути к скрытым под землёй богатствам Тюменской области.

– Каждый пришедший в геологию рано или поздно попадает в экстремальные условия. И невольно хочется понять, что в жизни на самом деле ценное, а что – преходящее. Для геолога самое главное – всегда быть психологически заряженным на победу. Тому, кого первая же трудность выбивает из колеи, нечего делать в геологии. Рано или поздно ему придётся уйти, – отмечал патриарх Тюменской геологоразведки Рауль-Юрий Эрвье. – Геолог может ошибаться. Может сомневаться в своих прежних выводах, пересматривать, переосмысливать то, что казалось бесспорным, но всегда обязан верить в конечный успех. Может быть, даже вопреки фактам.

Харасавэй в наши дни, здесь идёт активное бурение
Харасавэй в наши дни, здесь идёт активное бурение

Благодаря усилиям разведчиков недр масштабы поисков кладовых углеводородов росли высокими темпами. За короткие сроки геофизические исследования охватили территорию Западной Сибири до самого Карского моря. Геологические открытия этих лет, впоследствии названные открытиями ХХ века, создали условия для того, чтобы этот суровый край, ранее считавшийся бесперспективным, по прошествии нескольких десятков лет превратился в крупнейший центр отечественного нефтегазового комплекса.

Геология
1456 интересуются