«Ват» условно можно назвать монастырём или храмом. Он и то, и другое, но не только. Ват (Wat) объединяет в себе обязательный набор священных зданий: убосот, вихарн, мондоп, зал встреч с народом, колокольня, ступа, помещения для монахов. Что представляет собой каждое из них, я поясню ниже на примерах.
И хотя в Ват Пра Кео есть все канонические здания, но монахи здесь не живут и никогда не жили, потому что Храм служит личной "капеллой" монархов.
На территории Вата множество удивительных для нашего взгляда построек, среди которых даже не сразу замечаешь непосредственно Храм.
Войдя на территорию в Ват Пра Кео, будто попадаешь в сказочно-игрушечный мир, в котором всё настолько ярко и нарядно, что в глазах пестрит. Первые три постройки буквально сшибают с ног: архитектура и декор настолько непривычны, что поначалу мозг отказывается воспринимать увиденное всерьёз. Но стоит немного успокоиться, с остальными будет уже полегче. Главное: пережить первый шок и начать приглядываться к деталям.
Территорию этого монастыря можно условно разделить на две части: непосредственно Храм Изумрудного Будды и комплекс строений, опоясывающий вырезанный из дерева макет древнего камбоджийского храма Ангкор Ват, который находится на верхней террасе.
Первое, что притягивает взгляд – это огромная золотая ступа Пра Си Раттана Чеди (Чеди Священной Драгоценности). Ступы придумали в Индии, а в Таиланде они обрели свою характерную форму и получили название «чеди».
Очертания ступы немного напоминают могильный курган. Отчасти ступа им и является: в ступах хранятся реликвии Будды или прах очень почитаемых людей. При строительстве чеди прах помещают в урну и замуровывают. Чем больше ступа, тем досточтимее хранимый ею прах.
Такая огромная ступа может быть только над прахом Будды.
Некоторые источники указывают, что в чеди Пра Си Раттана хранится ключичная кость Будды. Странное заявление, учитывая, что согласно преданию тело Просветлённого кремировали, и прах был разделён на восемь частей.
Если истина посередине, то в чеди Пра Си Раттана хранится прах от ключичной кости, который каким-то образом смогли отделить от остального праха и привезти из Шри-Ланки.
Впрочем, такими нестыковками изобилует любая религия. Ради интереса, например, вы можете подсчитать, сколько рук было у святого Антония, если как минимум три города хвастаются владением этой мощью святого.
Но вернёмся к золотой чеди. Поднявшись по её лестнице, путешественник оказывается на приподнятой террасе, на которой расположены ещё три важных здания.
Рядом со ступой находится Пра Мондоп (Phra Mondop).
Мондоп - это хранилище книг буддийского писания. Священный буддийский канон называется «трепитака» и состоит из трёх частей: изречение Гаутамы, комментарии и толкования его изречений и монашеский устав. Внутри этого Мондопа находится инкрустированный перламутром кабинет, видимо для работы со священными текстами. Мондоп – как резная шкатулка с драгоценностями.
Библиотека Пра Мондоп практически примыкает к Пантеону правящей династии (Prasat Phra Dhepbidorn). Пантеон легко узнать по доминирующей типичной башне (прангу). Однако в нём нет никаких захоронений, там стоят скульптуры всех членов династии Чакри. И это была бы замечательная наглядная иллюстрация истории Таиланда в лицах, но войти в павильон можно лишь трижды в год: в день династии Чакри, день Чулалонгкорна (самого почитаемого короля династии) и в день рождения правящего монарха. Т.е. это 6 апреля, 23 октября и 28 июля соответственно.
На нижнем ярусе располагаются королевский мавзолей – Hor Phra Naga (маленькое здание с белыми стенами и зубчатыми украшениями на крыше), Hor Phra Monthian Dharma - библиотека со священными текстами, написанными на пальмовых листьях, и вихарн Пра Вихарн Йод (Phra Wihan Yod).
Вихарн – это помещение, где находятся основные изображения Будды, перед которыми непрофессионалы могут проводить священные обряды. Вы легко узнаете Пра Вихарн Йод по украшенному керамикой куполу, который удивительно похож на праздничный торт перестаравшейся бабушки.
Стены вихарна буквально сверкают: они украшены тысячами разноцветных зеркал и стёклышек, золотым покрытием, а также позолоченными статуэтками Будды и Гаруды.
Птицы, демоны и другие
Перед входом в вихарн стоят священные птицы нок тантима, родственники царя птиц Гаруды. И вот тут хочется рассказать о многочисленных мифических полуживотных и персонажах, статуи которых расставлены по всему открытому пространству комплекса Ват Пра Кео.
Почему буддийскую святыню охраняют и украшают персонажи индуизма – можно понять, если вспомнить, что тайцы помимо своей приверженности учению Гаутамы, также склонны к анимализму (одушевлению природы) и индуизму. Буддизм смешался в Сиаме с индуизмом из-за тесных взаимоотношений с Ангкором (нынешней Камбоджей), в которой главенствующей религией был как раз индуизм.
«Будда не ревнив», - говорят тайцы и украшают свои монастыри яркими мифическими персонажами индуистского эпоса и китайского эпоса.
Тот же Гаруда (с санскрита – «всепожирающее (Солнце)») – это мифическое существо, получеловек-полуорёл, самый мощный из всех крылатых существ, полузолотой-полукрасный царь птиц, который носил на себе бога Вишну. В Таиланде изображение Гаруды сверкает на гербе государства, тайцы почитают Гаруду как символ королевской семьи и власти.
Например, рядом со священной птицей нок тантима, вход в вихарн охраняет китайские львы, которые поддерживают лапой шар – символ драгоценного буддийского знания.
Входы в галерею сторожат огромные якши – духи, охраняющие природные сокровища. Якши могут быть добрыми и безобидными, а могут быть злыми демонами – ракшасами.
К которому типу принадлежат конкретно эти – трудно сказать. Может быть, они и добрые внутри, а на лицо ужасные только потому, что туристам не очень рады.
Но позолоченные ступы, воздвигнутые в честь отца и матери Рамы I, поддерживают точно ракшасы. А что особенно интересно, то в их стройных рядах обнаружился и Хануман – царь обезьян, который помогал Раме бороться против ракшасов. Об этом рассказывается Рамаяме, который считается одним из главнейших индуистских текстов, потомучто в ней в аллегорической форме содержатся учения древних.
Кстати, иллюстрированное тайское переложение этого эпоса - Рамкиен - украшает стены галерей. Рамкиен повествует о приключениях седьмого воплощения бога Вишну – короля Рамы, чью жену похитил царь-ракшаса. Тайскую версию от оригинала отличают только детали и бытовые подробности, которые мудро перенесены на родную тайскую почву.
Последняя версия Рамкиены создавалась как раз в период строительства Ват Пра Кео, причём король Рама I лично принимал участие в её написании. Не даром же он пришёлся тёзкой аватаре Вишну.
Рисунки на стенах галерей, конечно, не подписаны, так что только знаток Рамаяны сможет разобрать что-либо в этой галерее. Вооружившись знанием сюжета, можно попробовать составить из этого паззла стройный рассказ.
Среди храмовых украшений часто встречается и Наг – царь людей-змей и покровитель тёмных сил. Особенно много его изображений на скатах крыш и желобах водоотвода.
Некоторые эксперты объясняют такое единение тем, что противоборствующими сторонами храм охраняется от любого вмешательства – будь то силы добра или зла.
Но мои любимые персонажи – это киннары.
Они бывают разных видов. Кимнары – существа с головами людей и туловищем птиц, кимпуруши – существа с головами человека и туловищем льва или лошади. Считалось, что кимнары (kimnaras – в пер. «что за люди») родились из стоп Брахмы, бога творения.
Так что это полубоги – небесные певцы и музыканты, они входят в свиту бога богатства Куберы. Кинара (м) и кинари (ж) – олицетворение идеальных возлюбленных, которые никогда не разлучатся. Эти прекрасные существа украшают не только Ват Пра Кео, они также встречают и провожают путешественников по дороге из аэропорта. Видимо, это такое пожелание влюбиться в Таиланд.
PS. Если вам понравилась статья, не забудьте нажать лайк.
И комментарии тоже приветствуются.